Этот курс является фундаментом системы общего развития школьников и предупредит перегрузку, вызванную множеством изучаемых предметов.
«В пользу интегрированного курса свидетельствует и то, что в нашем современном мышлении, которое было воспитано при познании отдельных не связанных между собой сторон действительности, разорваны естественнонаучное познание Земли и общественное развитие человечества. Следствием этого разрыва становится надвигающаяся угроза экологической катастрофы на Земле, потому что темпы роста производства превышают способность Земли бороться с их отрицательными последствиями. А в результате изолированности естественного и общественного знания человек всё ещё игнорирует эту угрозу».
Одной из задач обучения в школе должно стать развитие способности человека устанавливать не только внутренние связи и связи между близкими науками, но и видеть взаимозависимости между далёкими естественными гуманитарными знаниями .
«Интегрированный курс создаёт большие возможности для «многообразия психической деятельности» каждого ребёнка, независимо от индивидуальных особенностей познания окружающего мира. Исторические представления складываются у ребёнка в основном на образном и логическом (теоретическом) уровнях. В то же время познание исторических закономерностей в неразрывной связи со знаниями о природе позволяет активизировать все уровни мыслительной деятельности, в том числе и наглядно-действенный. Следовательно, каждый ребёнок (с практическим складом ума или образным, или логическим мышлением) найдёт нишу для осуществления успешной познавательной деятельности».
Интеграционный характер курса - это не механическое соединение сведений из естественнонаучных и исторических наук, а ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Понять, какими стали люди и почему они стали такими, невозможно без естественнонаучных и исторических знаний.
Для ребёнка даётся понятие «целостный окружающий мир» и курс построен по принципу дифференциации, как и говорил Л.В. Занков.
Представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности.
Современная необходимость сочетания естественно-научного и гуманитарного познания мира, возрастные особенности школьников, закономерности педагогического процесса определяет следующие этапы развития курса «Окружающий мир». В начальных классах, представляется целостная картина мира, раскрываются самые общие, глобальные (а значит, и самые яркие) взаимосвязи астрономических, географических, биологических, исторических знаний в их единстве и взаимопроникновении. В среднем звене школы, когда «учащиеся получают развёрнутый научный материал по отдельным предметам, познание характеризуется выраженной дифференциацией». Курс, целостно представляющий окружающий ребёнка мир, постепенно, к 9-му классу, распределяется на отдельные учебные предметы. На дальнейших этапах обучения, отличающихся специализацией, углубление предметного научного знания должно сопровождаться осознанием связей между разными областями знания, но уже на другом уровне по сравнению с начальными классами.
Единство мира во всех его проявлениях служит основой, которая заставляет говорить о необходимости интегрированных курсов на определённых этапах школьного обучения.
Новизна проблемы очевидна. Авторы предлагают один из возможных вариантов, который будет служить формированию нового интегрированного подхода к познанию окружающего мира и к жизнедеятельности в окружающем мире.
Новое в образовании:
Методика и организация исследования
Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность обучения нынешних дошкольников в школе. Важно формировать некоторые приемы зрительного запоминания у детей дошкольного возраста в целях лучшей подготовки их к школьному обучению. Для того, чтобы улучшить память дошкольников, обучить их нео ...
Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Передача содержания прочитанного или прослушанного литературного произведения включает в себя восприятие, понимание прочитанного, его запоминание и речевое оформление. Процесс сжатого пересказа является сложным процессом для учащихся общеобразовательной школы, тем более он вызывает большие затрудне ...
Элементы комбинаторики. Принцип Дирихле
В начале занятия кратко рассказать историю зарождения комбинаторики и об областях ее применения. Определение. Задачи на составление числа возможных соединений элементов с определенными свойствами, которые можно составить из элементов заданного множества, называются комбинаторными. Задача 1. Сколько ...