Деятельностное познание мира средствами оригами

Страница 1

«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский.

Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностями каждого ребёнка и что только в этом случае он будет не только посильным, но привлекательным и полезным. По силам ли такая задача сегодняшней школе? Озабочена ли она ещё чем-либо, кроме желания пересадить в головы детей готовые понятия, которые, по замыслу “инноваторов”, и должны “мыслить”, служить нравственным маяком и т.п.? Я бы ответила так: конечно, да, но при непременном условии, что перед этим освободится от всего, что ныне выспренне именуют “развивающим обучением”.

Так есть ли такое занятие, которым по - настоящему можно увлечь всех детей младшего возраста и дёшево и сердито? На этот вопрос японцы ответили 7 веков назад. Это оригами — искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространённых по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором “голова работает руками”, и очень успешно. Замысел оригами прост настолько, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную поделку. В классическом оригами при этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь лист бумаги — и процесс пошёл.

В России простейшие оригами тоже известны каждому — это бумажные самолётики, гармошки, кораблики, курочки, пилотки и т.п. Достоверно известно, что ещё в XIX веке поделки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II.

Вопрос в том, достаточно ли разнообразны нынешние оригами — по

сложности, тематике, трудоёмкости и т.д. Достаточно ли их для того, чтобы

системно изучать оригами как отдельный предмет и удовлетворять различные запросы учеников? Отметим, что необходимое и достаточное разнообразие является в кибернетике одним из важнейших признаков жизнеспособности (успешности) систем самого разного происхождения — от технических до общественных.

Многие педагоги, ведущие занятия по оригами в начальной школе или использующие его отдельные составляющие на уроках технологии, математики, дизайна, изучения родного и иностранного языка (последнее с целью совершенствования устной и письменной речи, что обычно и достигается) отмечают в итоге занятий оригами вместе с ростом внимания, сосредоточенности, гибкости логического и образного мышления, и повышение интереса к учёбе в целом. Важно подумать и о сохранении, укреплении интереса к самим занятиям оригами! Поэтому некоторые учителя, дополняют занятия оригами бумажным моделированием, аппликацией и т.п.

А авторская программа В. Гончар по использованию составляющих оригами на уроках технологии в 5-6х классах общеобразовательной школы построена следующим образом:

— оригами;

— изготовление объёмных архимедовых и платоновых тел и игрушек на их основе;

— работа с бумагой по плавным непрямым линиям;

— “фантазия” (смешанная техника на основе всех вышеперечисленных подходов, аппликации, папье-маше и т.п.), когда дети на основе приобретённых основных умений творят иногда нечто удивительное и самобытное.

Например, в коллективной композиции “Девушка-Весна” использовались одновременно приёмы бумажного моделирования, аппликации, оригами (для букета цветов). Заготовки для матрёшок и пасхальных яиц делались из папье-маше. Особенно большой простор для творчества даёт недавно изобретённая система универсальных модулей оригами: на её основе изготавливались ряд моделей греческих ваз нескольких видов (для последующей раскраски), компания матрёшек с гармонистом, модели архимедовых и платоновых тел, космических станций .

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Формирование адаптивных качеств учащихся
Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой твор ...

Музейная педагогика и проектная деятельность школьников
Почти век назад музейная педагогика трактовалась как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об ...

Компетенция военных вузов как субъектов образовательной деятельности
Так какова же конкретно компетенция военных вузов (в частности вузов Федеральной пограничной службы России) как образовательных учреждений? К их компетенции, в этом качестве, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» относятся: - материально-техническое обеспечение и оснащение образоват ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru