Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Коррекционно-логопедическая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР » Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

Еще один исследователь нарушений письменной речи у детей, А.Н. Корнев, основной задачей разработанного им способа обследования письменной речи ставит уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках письма и чтения. Диагностика письма включает оценку операций символизации (т. е. буквенного обозначения звуков на основе правил графики) и операций графического моделирования слова (на основе правил как графики, так и орфографии). Выделены следующие разделы:

Диагностика усвоения ребенком графем и звуко-буквенных связей.

Оценка навыков графического моделирования слова – направлена на определение доминирующих ошибок.

Анализ каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графомоторной зрелости.

Л.Ф. Спирова и Е.Н. Российская предлагают обследование письменной речи начинать с изучения процесса анализа и синтеза звукового состава слова. При анализе же собственно письма ребенка авторы указывают на необходимость определить в первую очередь наличие или отсутствие специфических ошибок на замену согласных. В общих методических рекомендациях к обследованию письма у детей говорится о необходимости специального обследования письма посредством различных проб, включающих слуховой диктант, самостоятельное письмо и списывание с печатного текста. Авторы приводят подробное описание различных примеров таких проб и условий их проведения.

Р.И. Лалаева и Л.В. Венедиктова предлагают свой план дифференциальной диагностики расстройств чтения и письма у школьников. Задача такого обследования – определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности. Приведенный в схеме для обследования речевой материал рассчитан на обследование учащихся 2 класса массовой школы. Исследование процесса письма должно определить в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок. Задания, включенные в данный раздел, имеют каждое свой примерный речевой материал. Детям предлагается: списывание с печатного и рукописного текста; письмо под диктовку (слуховой диктант); написание изложения; письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми учеником звуками; письмо предложений или текстов с не дифференцируемыми учеником по слуху звуками.

Итак, были подобраны диагностические методики для исследования уровня сформированности письменной речи у детей младшего школьного возраста разного авторства. На мой взгляд, наиболее содержательная методика исследования письма у младших школьников представлен у Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой, так как в их пособии хорошо описан речевой материал к каждому из видов заданий. Недочетами их методики, по моему мнению, является то, что, во-первых, описанный авторами языковой материал подходит только для учащихся вторых классов, а во-вторых, не указан точный способ выявления и учета ошибок в работах детей.

Хорошо описаны способы выявления различных затруднений, возникающих у ребенка в процессе письма, в общих методических рекомендациях к обследованию письма у детей, авторами которых являются Л.Ф. Спирова и Е.Н. Российская. Примеры речевого материала для проб на выяснение затруднений, возникающих в процессе письма у детей, у разработчиков рекомендаций имеются, но кроме того у них даны подробные указания, касающиеся организации обследования письма детей. Очень хорошо на каждом этапе обследования прописан анализ и учет возникающих ошибок на письме. К каждой из проб сформулированы задачи. У авторов помимо всего прочего описан анализ результатов обследования и выбора путей коррекционного воздействия.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Последовательность и приемы работы над лексикой
Одним из наибольших эффективном по мнению некоторых педагогов и в частности Кувшинова В. И. школа №315 г. Москвы является опережающей ведение лексики, на всех этапах в различной форме с учетом уровня подготовки школьников и их интересов. Уже в первый год обучения опережение достигалось во время фон ...

Методика преподавания детям дошкольного возраста
Каковы же особенности процесса обучения для детей дошкольного возраста и какие средства обучения могут пригодиться педагогу? Учитывая определенные возрастные особенности, психолого-педагогические требования проведения занятий с детьми дошкольного возраста, длительность урока не должна превышать пол ...

Содержание работы по оригами на уроках труда
Курс занятий по обучению оригами целесообразней осваивать в 3 этапа (примерно 4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки наз ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru