Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 2

В настоящее время заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы педагогического образования (С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, А. В. Мудрик, Е. Г. Осовский, В. В. Ситаров, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.), созданы психолого-педагогические концепции и модели труда учителя Е. А. Климов, А. К. Маркова, М. Н. Миронова, Л. С. Подымова, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин и др.; активизировано изучение профессиональной компетентности специалиста на вузовском этапе ее становления (В. А. Адольф, Ю. В. Койнова, Н. Е. Костылева, С. В. Мелешина, Н. Н. Нацаренус, Л. А. Петровская, Г. М. Храмова и др.).

Становление педагогических исследований в сфере профессиональной компетентности учителя обусловлено накоплением научных данных, повышением концептуальной емкости, ростом эвристичности изучения педагогической профессии, личности педагога и прошло ряд этапов как в советской, российской, так и зарубежной педагогической теории и практике.

На опытно-экспериментальном этапе (20-е начало 30-х гг. XX в.) формируются первые профессиографические модели педагогического труда (Ф. Ф. Королев, А. Кох, Р. Кутепов, П. Парибок, М. М. Рубинштейн, С. М. Фридман, Т. Чугуев, А.С. Шафранова и др.), разрабатывается самостоятельная комплексная наука об учителе – дидаскология (Е. Кагаров, Т. Г. Маркарьян), самосознание учителя понимается преимущественно как внутренняя контролирующая и корректирующая инстанция, образующаяся из глубокого осознания педагогом своего (профессионального) долга и принятия нормативов деятельности, основное внимание исследований сосредоточено на роли саморегуляции и самоконтроля.

Научно-концептуальный этап (60-е – 70-е гг. XX в.) выделяется в связи с разработкой методологических основ отечественной педагогики (М. А. Данилов Б. П. Есипов, И. Т. Огородников и др.) и построения концепций педагогической деятельности и педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, Ф. Н. Гоноблин, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.). Профессиональное самосознание рассматривается как индивидуальное освоение и осуществление профессиональных задач, функций, норм инструментария (методов, способов, приемов), как образование личности, которое формируется и проявляется в профессиональной деятельности и в процессе подготовки к ней, и трактуется в терминах самосовершенствования, самовоспитания, самоопределения, самообразования и т. п.

На субъектно-персонологическом этапе (с середины 80-х гг. до окончания XX в.) исходным моментом исследований выступает личностное начало в педагогической профессии, сфера самосознания учителя обретает очертания самостоятельной научной проблемы и рассматривается как сущностный компонент психограммы педагога (В. А. Сластенин, Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский).

Поскольку формирование профессиональной компетентности представляет собой пограничную область философии, психологии, общей педагогики, профессиональной педагогики, в исследовании использованы труды ученых, относящиеся к «стыкам» названных наук (Н. И. Вьюнова, Б. С. Гершунский, Л. Н. Захарова, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Н. В. Соловьева, Е. Н. Шиянов и др.)

Значительный интерес представляют работы ученых, посвященные профессионально значимым качествам учителя, менталитету и культуре педагогов (С. Г. Вершловский, Ю. А. Конаржевский, В. А. Крутецкий, К. М. Левитан, А. А. Орлов, Н. В. Седова, П. Г. Щедровицкий и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Какие примеры используются в процессе воспитания
В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры. 1. Это прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И. Лобаческого, Д.И. Менделеева, К.Э. Цио ...

Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когд ...

Взаимодействие семьи и школы
Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительск ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru