Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 4

Антропологический подход основывается на идеях философской антропологии, которая представляет собой учение о природе (сущности) человека, являющегося исходной точкой и центральным предметом рассмотрения. Человек выступает как целостная система, являясь одновременно организмом, индивидом, личностью, индивидуальностью, субъектом и объектом социокультурных процессов.

Эффективное развитие личности невозможно вне реального и идеального взаимодействия с социумом, вне культуры человечества. Культура составляет содержание человеческой деятельности, не только оказывая влияние на человека, но и находясь в зависимости от него. Одни составляющие культуры он потребляет, защищает совершенствует; другие – отторгает, разрушает.

Культурологический подход к подготовке учителя позволяет рассматривать технологическую культуру как часть общей культуры личности.

В научно-педагогической литературе исследуются различные стороны культуры учителя: методологическая культура (В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин); историко-педагогическая (А. К. Колесова); нравственно-эстетическая (Т. Э. Ардаширова, Н. Б. Крылова, Е. Р. Силяева, Д. С. Яковлева); коммуникативная (О. О. Киселева, Т. Р. Левашова, А. В. Мудрик); технологическая (Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, Н. Ф. Талызина); духовная (Е. И. Артамонова, Б. З. Вульфов, Б. Т. Лихачев, Н. Е. Щуркова). Культура рассматривается как совокупность ценностей, способ и путь их освоения, опыт творческой деятельности людей в его всеобщих исторических формах.

Профессионально-педагогическая подготовка в высшем учебном заведении устанавливает специфические отношения между студентом и культурой, определенным образом трансформирует последнюю, а также детерминирует деятельность студента, как своей целью, так и содержанием, стратегией профессионального обучения, его характером и формами взаимодействия.

Современные требования к высшему профессиональному педагогическому образованию обусловливают необходимость специальной организации профессионального обучения будущего учителя с использованием технологий, обеспечивающих субъектную позицию его развития. Это предполагает реализацию личностно-деятельностного подхода, позволяющего перевести педагогические задачи в личностный смысл деятельности студента. Последний рассматривается как уникальная личность, что связано с персонализацией профессиональной подготовки, включением в педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов личностного опыта.

Личность как субъект деятельности исследовалась С. Л. Рубинштейном, отмечавшим необходимость субъектной позиции обучаемого: внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое. Опираясь на принцип единства сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн утверждал, что деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психологических связей, процессов и свойств, которые, осуществляя, в свою очередь, регуляцию человеческой деятельности, являются единственным условием их выполнения [252].

Определяющую роль активности в развитии личности отмечал Б. Ф. Ломов, подчеркивая, что активность определяется не только включенностью субъекта в различные виды общественных отношений, приобщением к общественному опыту, а прежде всего изменением, преобразованием этих отношений. По его мнению, субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, но личность как сознательный субъект деятельности является более поздним образованием .

Активность личности характеризуется способностью к самоорганизации, саморегуляции, развитию и осуществлению себя как субъекта деятельности. Присвоение субъектом духовного богатства общественной жизни выступает как внутреннее самоопределение (развитие собственных способностей), что создает условия для объективирования себя на более высоком уровне по отношению «к ходу жизни в целом». Этот высший уровень самоопределения соответствует тому, что личность в состоянии вносить собственный вклад в жизнь общества. Активность личности при этом связана с уровнем сознания и самосознания, со способностью адекватно оценивать свои реальные достижения и неудачи – данная способность формирует дополнительную мотивацию по отношению к текущим задачам, которые определяются целью деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Проблемная речевая ситуация как методический прием обучения
мотивация говорение речь диалогический В процессе обучения иностранному языку в средней школе основной причиной недостаточно высоких результатов работы является имеющийся разрыв между поставленной целью – практическим владением иностранным языком – и характером учебной работы. В исследовании услови ...

Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, является главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьез ...

Результаты экспериментального исследования по трудовому воспитанию в условиях предметно – практической деятельности
Анализ результатов методики "Перцептивное моделирование" дал нам возможность оценить уровня развития перцептивных действий моделирующего типа испытуемых. Данные предоставлены в таблице № 5. Основная (или нулевая) гипотеза . Различие между контрольной группой и экспериментальной группой по ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru