Это заставляет нас при рассмотрении феномена «технологической компетентности учителя» центральным компонентом его структуры считать модернизированное сознание, основанное на рациональности, на основе которого, в свою очередь, формируются другие компоненты и которое не позволяет разрушить целостность феномена. В противном случае мы получим «низкое качество» учителя, обладающего технологическими умениями, но с отсталым, несовременным сознанием, не обладающего высокой мерой дисциплины и ответственности, без чего невозможна технологическая культура и компетентность.
Концепция цивилизационного-культурного развития
Исследование сложившегося цивилизационно-культурного кризиса дает основание предположить, что только смена парадигм развития образования может изменить его тип и характер. Общим типом цивилизационно-культурного развития сегодня обуславливается и кризисная ситуация в социализации людей. Классический тип рационализма прошедшего времени сориентировал науку на обоснование такой теории воспитания, которая закрепляет в человеке его сущностную необходимость, игнорируя его поведенческую и эмоциональную целостность, непредсказуемость и иррациональность.
Современная реальность привела к тому, что технократическая ориентация на приоритетное развитие материальной стороны жизни постепенно утрачивает свое значение, на смену ей приходит гуманитарная мировоззренческая парадигма. В этой системе ценностей именно гуманитарно-ориентированное технологическое знание должно сообщать ориентиры дальнейшего социального и материально-технического переустройства общества. Тем самым можно отметить тенденцию возрастания роли широко понимаемой технологической компетентности не только в социальном или культурном, но и цивилизационном развитии человека. Проблемы цивилизационно-культурной динамики на сегодняшний день являются недостаточно разработанными, а между тем знание ее механизмов совершенно необходимо для более глубокого понимания процессов социокультурного воспроизводства человека.
Теория технократизма
В связи с возрастанием в обществе роли технической интеллигенции как одного из наиболее ярких носителей технологической компетентности, есть смысл рассмотреть теорию технократизма (Т. Веблен, Дж. К. Гэлбрэйт, А. Турен). Технократы в качестве приоритета видят общественный интерес в том, чтобы с помощью технических достижений устранять противоречия, порождаемые научно-техническим прогрессом. В этих условиях доминирующую роль в экономике играют крупные корпорации, власть в которых принадлежит технократии.
Качественное изменение этого положения произошло в 70–90-е гг., когда начала складываться единая информационная инфраструктура. Традиционные механизмы принятия политических решений по идеологическим мотивам рассматриваются с точки зрения теории технократизма как причина некомпетентности и безответственности. В системе приоритетов в принятии адекватных решений первое место отводится экспертам-консультантам.
Технологический детерминизм рассматривается в концепциях индустриального (Р. Арон, Дж. К. Гэлбрэйт, А. Берли), постиндустриального (Д. Белл, Ж. Фурастье), технотронного (З. Бжезинский), программированного (А. Турен), информационного (Е. Масуда) общества.
На современной стадии развития концепции технологического детерминизма выходят за узкие рамки техницизма и стремятся соотнести категорию «технологии» с ключевыми понятиями философской рефлексии – цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация. Дж. П. Грант считает, что слово «технология» означает не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего.
Новое в образовании:
Родительские собрания
Считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как ...
Планирование урока немецкого языка с использованием различных
мультимедийных средств
Еще несколько лет назад использование компьютера на уроке казалось чем-то необыкновенным и почти нереальным. Необыкновенным, потому что не было того обилия программ и пособий, каким мы располагаем сейчас. Нереальным, потому что само присутствие компьютера на уроке уже было событием. Сегодня в распо ...
Описание модели образовательной среды
Перечислим принципы, которые естественным образом должны быть положены в основу данной модели, для того, чтобы сконструированная на ее основе реальная образовательная среда конкретного педагогического университета обладала перечисленными выше признаками. К ним относятся: принцип целостности модели; ...