Для нас эти идеи важны при разработке содержательной стороны технологической компетентности учителя с ориентацией на идею гуманизации техники, что означает: технологически компетентный учитель действует и осуществляет свою профессиональную деятельность в гуманном «околотехническом» пространстве, являясь его социально независимым субъектом.
Концепция культурного отставания
На базе общей методологической установки технологического детерминизма У. Огборн и Т. Веблен разработали концепцию культурного отставания. В ней интерпретируется культурно-исторический процесс в рамках философии техники. Основное положение – сферы техники и сферы культуры развиваются с различной скоростью. Адаптивная (нематериальная) культура всегда «сдвинута по времени» относительно культуры материальной, что связано с устройством самой адаптивной культуры, которой присущ «естественный консерватизм».
Концепция информационного общества
Как один из признаков перехода цивилизации в ноосферу, необходимо отметить зарождение информационного общества. С введением интегрированных сетей связи расширяются возможности непосредственной коммуникация индивидов в глобальном масштабе. Внедрение в повседневную жизнь людей и производство компьютерных и коммуникационных технологий оказывает большое социально-экономическое влияние на постиндустриальное общество и вызывает настолько мощные социальные изменения, что оно преобразуется в совершенно новый тип общественного устройства – информационное общество. В основе его структуры и динамики лежит производство информации, а не материальных ценностей, как раньше. Информация в таком обществе становится социально-производственной ценностью. Отсюда новые признаки общества: определенная иерархия престижа, специфический тип образования, информационные технологии, обеспечивающие баланс динамики и общественной статики, принципиально иная система управления и пр.
Термин «информационное общество» появляется в работах И. Масуда («Информационное общество как постиндустриальное общество», 1983 Дж. Несбитта, А. Тоффлера и др. в 70–80-е гг. XX в. Основной целью информационного общества будет реализация «ценности времени». Новое общество будет функционировать на основе синергетической рациональности, который заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества.
Некоторые из ученых, отмечая характерные черты этого типа общества, выражают беспокойство по поводу социально-психологических последствий информационной революции, так как практически все положительные явления информационного общества имеют и свои противоположности. Ученые предупреждают о надвигающемся культе информации, которая, если ее не взять под контроль, может быть использована для еще большей концентрации власти, новых более утонченных форм манипулирования людьми, господства и насилия над ними. Они предупреждают, что идеализация информационного общества может дорого обойтись человечеству, особенно она гибельна для молодежи и ее образования. Сегодня подростки абсолютное большинство информации получают через электронные средства массовой коммуникации, а она небезопасна для их физического и психического здоровья, прежде всего потому, что качество информации оставляет желает лучшего: насилие, порнография, грязные политические интриги, низкопробные сериалы – основное содержание телеинформации. Приход в квартиры компьютеров только осложняет проблему взаимоотношения подростка со средствами массовой коммуникации. В то же время информационный процесс слишком очевиден, чтобы его игнорировать.
Новое в образовании:
Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных
ценностей
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Эт ...
Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...
Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пос ...