Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Поэтому введение организационных занятий подвижными играми, правильное распределение их в режиме дня оказывают благотворное влияние на функционирование всех систем организма, и прежде всего на центральную нервную систему.
Не стоит пренебрежительно и скептически относиться к так называемым малым формам физического воспитания – гимнастики до занятий, физкультминутками на уроках, подвижным играм на переменах. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает.
Мы рассмотрели общие закономерности изменения успеваемости в течение учебного дня, недели, года. Однако любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. Кто-то из детей с трудом высиживает урок, кто-то может интенсивно работать весь день, а кто-то уже с первого урока не может сосредоточиться. С чем же связаны индивидуальные особенности успеваемости? Уровень успеваемости условно разделяют на высокий, средний и низкий.
Примерно половины детей имеет до уроков средний уровень работоспособности, обеспечивающий работу на уроке, хорошее усвоение материала. Около 30% детей имеет высокую работоспособность и примерно 20% школьников имеет низкий уровень работоспособности. Вот этот исходный уровень оказывает большое влияние не развитие утомления. Дети с высоким и средним уровнем работоспособности утомляются только при интенсивной и длительной работе, а дети с низким уровнем работоспособности могут быстро утомляться, даже при малоинтенсивной и непродолжительной работе.
Для того чтобы учитывать динамику успеваемости в процессе учебных занятий, интересно знать, какие существуют типы индивидуальной дневной динамики работоспособности.
По динамике изменений в течение дня можно выделить:
ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне;
исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня;
исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня;
непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня;
при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня;
при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня;
при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается в течение дня;
улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй;
ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.
Рисунок 3. Типы динамики работоспособности
|
|
Рисунок 4. Типы и уровни работоспособности (по С.М. Громбаху)
Динамика работоспособности может быть различной и в течение дня, и в течение урока. Я уже говорила о том, что сохранение высокого уровня успешности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного для школьников состояние здоровья, имея в виду комплексную характеристику, учитывая физическое и психическое развитие ученика, его функциональное состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов, факторов внешней среды. Дети ослабленные, часто болеющие, с отклонениями психоневрологического статуса, отличаются низким уровнем успеваемости и неблагоприятной динамикой. Чаще всего у них отмечаются неблагоприятные изменения работоспособности, такие, как типы III, IV в течение дня. Среди этих детей чаще встречаются ослабевающий и неровный типы работоспособности на уроке. Но и у здорового, хорошо успевающего ученика может быть резко снижена работоспособность после болезни.
Новое в образовании:
Классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая
классификация нарушений слуховой функции у детей
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы. Обычно выделяются группы со следующими нарушениями: фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и ме ...
Психологическая характеристика особенностей развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когд ...
Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ро ...