Считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как педагога, так и родителей.
Следует отметить, что в последнее время снизилось качество проведения родительских собраний. Их традиционная структура (знакомство с отметками, организационные вопросы, общая констатация состояния дел в классе и др.) не соответствует требованиям времени, а особенно не позволяет успешно решать проблему сотрудничества родителей и учителя.
Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад учителя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний. Но все-таки, многие образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.
Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать классные руководители других классов. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну две недели до его проведения.
Методистом и социальным педагогом на доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:
1. "Наши успехи": выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.
2. "Наши задачи": задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.
3. "Консультации": краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.
4. "Литература по теме проведения мероприятия": список литературы с краткими аннотациями.
5. "Детская художественная литература": список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).
6. "Наши проблемы" (в зависимости от тематики собрания).
Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.
Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни школы, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях школы и семьи.
Новое в образовании:
Краткая история трудового и технологического обучения
в России
В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем, русским педагогом, основателем русского мануализма. Рассматривая ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деяте ...
Принцип системного подхода
Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой, произносительной ее стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельнос ...
Анализ и результаты эффективности комплексной программы по педагогическому
просвещению родителей
Завершил работу контрольный срез. Был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. В анкете приняли участие 45 родителей. Результаты повторного тестирования показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались ...