6. Оптимальная технология организации учебного процесса, в ходе которого формировалась технологическая компетентность и соответствующие компетенции, предусматривала:
– систему точно сформулированных и закономерно построенных целей;
– систему умений, навыков и средств достижения целей;
– коррекцию и обратную связь на протяжении всего обучения;
– совокупность гарантированных результатов в виде формируемых компонентов компетентности.
В экспериментальном обучении студенты включались в творческую деятельность, активно вооружались способами самостоятельного добывания знаний, методами научного познания, в учебном процессе широко использовались элементы научного технологического поиска.
7. Особенностью экспериментальной методики было также:
– увеличение количества индивидуальных форм учебной работы и их рациональное сочетание с формами групповыми и фронтальными;
– широкое использование таких форм групповой работы, которые за счет элемента состязательности стимулируют проявление и развитие индивидуальных способностей студентов;
– в процесс формирования технологических компетенций каждого студента включались элементы исследовательской работы;
– максимальная индивидуализация обучения путем перевода студентов на «индивидуальные траектории» получения образования за счет перевода их на индивидуальные учебные планы и программы, что позволяло максимально дифференцировать теоретический материал, содержание педагогической и учебной практик, тематику и формы исследовательской работы;
– экспериментальная методика включала в себя разработку системы методических рекомендаций для занятий (прежде всего для руководства самостоятельной работой студентов), что обеспечивало оптимальную индивидуализацию образования и четкую организацию самостоятельной работы.
8. Разработанные системы и педагогические методики способствуют становлению и совершенствованию компетентности будущего учителя. Они продуктивны, воспроизводимы, не исключают адаптации под конкретные условия и участников образовательного процесса, их эффективность экспериментально доказана.
9. Основными условиями формирования технологической компетентности студентов являются организационно-управленческие (учебный план факультета, семестровые графики, составление расписания, выработка критериев определения уровня компетентностей, материально-техническое оснащение образовательного процесса), учебно-методические (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей), технологические (контрольно-оценочные, организационно-активные формы обучения, определение групп компетенций, входящих в компетентность, использование инновационных технологий), психолого-педагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определение критериев компетентности, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия, включение студентов в самоуправление, введение «командного» принципа работы преподавателей). Дидактическое обеспечение включает не только базовые учебники, но и пособия, нормативные документы, дополнительную литературу, систему компьютерных обучающих и контролирующих тестовых заданий и упражнений.
10. Выделенные компоненты формирования профессиональной компетентности стали и критериями, на основе которых разработаны показатели и инструментарий профессиональной компетентности студента.
11. Исследование сформированности технологической компетентности учителя технологии осуществлялось при помощи критериев, раскрывающих ее сущность, содержание и выполняемую роль в профессиональном становлении педагога. Согласно принятым критериям определены уровневые характеристики технологической компетентности выявлены, и охарактеризованы уровни ее сформированности у работающих учителей технологии и студентов.
12. Для оценки вклада модулей в формирование технологических компетенций и компетентности будущего учителя технологии на всех этапах обучения, для обработки результатов исследования и статистического анализа разработана компьютерная экспертная система, позволившая автоматизировать все необходимые вычисления и дать табулярно-графическое представление результатов исследования.
Новое в образовании:
Взаимодействие семьи и школы
Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительск ...
Русские народные традиции и нравственно патриотическое воспитание
дошкольника
Для написания этого подраздела, был использован личный опыт работы в деском саду №8 “Светлячок”, находящийся в городе Егорьевске Московской области. Как уже говорилось в введении, что для написания этого подраздела были использованы личные записи ежедневного блокнота, который я вела во время работы ...
Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и качественные специфические отличия. Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка ре ...