В заключении изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированы основные выводы.
На современном этапе развития российского высшего профессионального образования доминирует профессионально-квалификационный, инструментально-технологический подход к подготовке кадров не только для общественного производства, но и для социальной сферы.
К настоящему времени назрели объективные предпосылки к переосмыслению целей и задач высшего профессионального образования, к формированию новых концептуально-методологических основ образовательной деятельности, переходу к новой парадигме образования.
Анализ литературных источников и изучение опыта работы педагогических учебных заведений различного типа показывает, что проблема технологического образования в профессиональной подготовке специалиста на сегодняшний день весьма актуальна. В системе профессиональной подготовки учителя технологии технологическое образование фактически является основополагающим. Оно позволяет обеспечить широту знаний и формирование компетентности специалиста. В условиях быстро меняющегося рынка, развития частного предпринимательства эти личностные образования молодого специалиста, на базе которых возможна быстрая переквалификация и овладение новой специальностью, позволят ему оставаться конкурентоспособным.
Изменение общественных, социальных и экономических условий в России затронуло сферу профессиональной подготовки, в результате чего возникла необходимость пересмотра цели технологического образования. Целью технологического образования будущего учителя мы считаем формирование технологической компетентности студента. В процессе формирования технологической компетентности должно происходить освоение технологического наследия человечества, способов освоения мира.
Осмысление компетентности специалиста XXI в., по мнению многих ученых, должно основываться на развитии его интегративных и аналитических способностей. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения профессиональной компетентности.
В процессе исследования было уточнено понимание профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей, применительно к технологическому образованию будущего учителя.
Построение дидактической системы формирования и развития технологической компетентности, включающей в себя представление о логике становления и развития профессиональной компетентности будущего учителя, потребовало характеристики:
– психологических закономерностей и этапов профессионального развития студента в процессе технологического образования;
– педагогических закономерностей проектирования образовательной системы, ориентированной на обеспечение становления профессиональной компетентности учителя.
Анализ существующих психологических концепций профессионального развития специалиста в системе профессионального образования позволил интерпретировать имеющиеся результаты научных исследований следующим образом:
– первый этап ориентирован на развитие ключевых компетентностей в контексте будущей профессиональной деятельности;
– на втором этапе обучающийся «погружается» в профессиональные задачи, осваивает способы их решения, которые содействуют становлению базовой компетентности на основе ключевой;
– третий этап – этап развития специальной компетентности на основе развитой базовой.
– затем наступает этап развития специальной компетентности.
С педагогической точки зрения, это позволило доказать, что весь процесс профессионального обучения строится на основе выделения такой единицы построения содержания профессионального образования, как профессиональная педагогическая задача.
Доказано, что все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной технологической компетентности учителя как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики.
Новое в образовании:
Математический кружок для 5-6 классов как средство развития познавательного
интереса
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Кружок также имеет сильное воспитательное значение, так как его целью является не только освещение к ...
Классификация компьютерных диагностических методик
Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик. Психодиагностика характеризуются широким спектром методических решен ...
Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в таблицах 3,4. Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность ...