Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 1

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплен определенный опыт исследований по формированию различных сторон личности будущего педагога, различных направлений его подготовки. Следует отметить, что в основу исследования проблемы формирования личности учителя, его профессиональной подготовки легли теоретические положения, разработанные Л.С. Выготским, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, С.Т. Шацким, рассматривавшими педагога как объект и субъект педагогического труда.

Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя-воспитателя заложен в трудах А.И. Арсеньева, Н. И. Болдырева, Ф. Н. Гоноболина, В. С. Ильина, И. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Н. Д. Левитова, И. Т. Огородникова, Н. А. Петрова, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.

В вузовской педагогике многие стороны формирования личности учителя стали предметом исследования ученых, таких как Л. Ф. Бенидитова, А. В. Дмитриев, С. В. Кабачкова, Т. В. Лисовский, которые исследовали определенные качества личности учителя; психолого-педагогические качества (В. А. Беляева, С. Б. Елканов) и эстетические знания, умения и навыки у студентов педагогических вузов (М. А. Верб, О. В. Лармин, Н. Л. Лейзеров, П. А. Семенов, И. Л. Стариченко и др.) и т. д.

Изучены функциональные возможности педагогической практики в процессе подготовки студентов к работе в школе (Е. И. Бондаревская, В. В. Воробьева. Г. Н. Максимова. И. Н. Николаев и др.).

Особый интерес для нашего исследования представляют работы ученых, посвященные формированию личности будущего учителя, прежде всего труды X. А. Абдукаримова, И. Н. Андреевой, Р. М. Асадуллина, Э. З. Бабаева, Л. Я. Бондаренко, Е. Г. Булановой, А. И. Воротниковой, М. И. Волошиной, С. А. Завражина, И. Ф. Исаева, А. В. Кашина, Н. Ю. Крутогорской, Н. А. Матвеевой, А. И. Мищенко, Н. Е. Мажара, И. Ф. Плетневой, В. Г. Плеханова, И. Т. Пуковой, Е. И. Ромашковой, Н. Н. Савиной, Г. А. Самодовой, Л. Д. Трепоуховой, Е. Н. Шиянова и др. Это цельное научное направление, исследующее различные аспекты единой проблемы подготовки учителя. Кроме того, научные труды С. И. Архангельского, О. А. Абдуллиной, Л. А. Ядвирина, А. А. Орлова, В. Г. Подзолкова и др., несомненно, вносят вклад в ее разработку.

В области изучаемой нами проблемы важны исследования, которые раскрывают содержание, структуру педагогической деятельности, психологические закономерности и особенности формирования личности учителя. Общетеоретический подход к данной проблеме в системе высшего педагогического образования заложен в работах Т. В. Лисовского, А. А. Деркача, Ф. Н. Гоноболина И. Л. Федотенко, Н. А. Шайденко, и др.

Однако, несмотря на усиливающееся внимание к вопросам профессиональной подготовки студентов педвузов, лишь отдельные ученые обращались к проблеме формирования профессиональных умений, а научных работ, исследующих теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов конкретной специальности, рассматривающих формирование компетентности как результата целостного процесса профессионального развития, нет. Хотя надо признать, что в настоящее время интенсивно ведется исследование профессионально-педагогической компетентности педагога. Зарубежные исследователи указывают на «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», не отражая, тем не менее, содержания данного понятия в полной мере.

В отечественных исследованиях педагогическая компетентность сегодня определяется как:

– единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности;

– определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции;

– профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Педагогическое значение подвижных игр
Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное значение. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные ...

«Фестивальная регата»
подросток свободный время культурный досуговый Программа организации свободного времени подростков в детском оздоровительном лагере Срок реализации программы – период с 28 июня по 18 июля 2008 года (вторая смена в детском оздоровительном лагере «Радуга»). Цель программы – формирование у подростков ...

Изучение эмоционального отношения к школе
Материал: 22 карточки с прилагательными антонимами, 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Эксперимент проводится следующим образом. Перед ребенком ставят 2 карточки и дают следующую инструкцию ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru