Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 4

Однако сегодняшнее состояние образования и изменившийся характер самой педагогической деятельности требует кардинального пересмотра качества подготовки учителя, в том числе за счет внимания к формированию его педагогической компетентности и компетенций.

Формирование компетентности учителя основывается на принципах научности, непрерывности, систематичности, единства теоретической и практической подготовки.

Научность профессиональной подготовки педагога – это отражение в содержании психолого-педагогических и специальных дисциплин современных достижений науки, передового педагогического опыта, новых концепций обучения и воспитания и, безусловно, обучения студентов методам научно-педагогического исследования.

Принцип непрерывности обусловливает необходимость такого построения профессиональной подготовки будущих учителей, которое предусматривало бы систематическое изучение педагогических и специальных дисциплин в течение всех лет обучения студентов.

Принцип единства теоретических знаний и практических умений и навыков должен реализовываться при изучении всех блоков дисциплин и на всех этапах обучения: накопление фактов в процессе педагогической и учебных практик и осмысление их в процессе теоретических занятий по разным дисциплинам; изучение дидактики, теории и методики воспитания; применение их в процессе педагогической практики, изучения блока технических дисциплин, применение их на технологических практиках. Усвоение научной теории является необходимой предпосылкой практики, которая, в свою очередь, служит не только основой для закрепления первоначально полученных знаний, но и одновременно является исходной базой для дальнейшего осмысления и освоения теории. Однако это не единственное значение практики в формировании профессиональной компетентности учителя, она существенно влияет на мотивацию, решающим образом сказываясь на формировании мотивационно-ценностного отношения к освоению профессионально-значимых знаний. Единство теоретической и практической готовности настолько связано, что должно стать генеральной линией в целостном процессе формирования профессиональных компетенций и компетентностей студентов.

Мы поддерживаем идею о том, что целесообразнее соотносить профессиональную компетентность не с обучением, а с деятельностью. В деятельности складывается вся система общения людей: их взаимодействие, обмен опытом, приобретение знаний. В деятельности создается кооперация усилий, стимулирующая активность ее участников, а она, в свою очередь, служит стимулом их личностного развития и самосовершенствования.

Опишем существующие подходы к проблеме исследования профессиональной компетентности учителя, развиваемые учеными современной отечественной школы.

В основе социально-философского и этического исследования ценностей гуманитарного образования, проведенного Н. Х. Розов, лежит анализ европейской традиции философского обоснования образования.

Понятию «компетентность» Н. Х. Розов придает перспективный характер, связывая его с ассимиляцией новых открытий в содержании и с разработками, касающимися человеческого познания и практики. Компетентность представляется им как совокупность трех аспектов:

– смыслового, включающего адекватность осмысления ситуации в общем культурном контексте, т. е. в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношения, оценки;

– проблемно-практического, обеспечивающего адекватность распознавания ситуации, адекватную постановку и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной обстановке;

– коммуникативного, фокусирующего внимание на адекватном общении в различных ситуациях культурного контекста.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он компетентен (в трех указанных выше аспектах) в ситуациях, выходящих за пределы его профессиональной сферы. В профессиональной компетентности главная роль отводится проблемно-практическому аспекту, а в общекультурной – смысловому и коммуникативному. В целом важны все три аспекта, так как гуманитарное (включая профессиональное) образование направлено на подготовку общекультурной и компетентной во многих областях личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с норм ...

Умственное развитие ребенка
По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослы ...

Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru