Достоинством данной дефиниции является признание значимости глубины знаний человека, уровня сформированности его умений, навыков, профессионально важных качеств его личности, акцентуация его внутреннего мира, ценностей, мотивов, интересов, рефлексии. Считаем не вполне корректным называть профессиональную компетентность формой исполнения субъектом своей педагогической деятельности; профессиональная компетентность – это личностное, глубинное образование человека, а не просто способ организации структурных элементов.
В исследовании Е. М. Павлютенкова предлагается структура профессиональной компетентности, включающая следующие сферы:
– потребностно-мотивационную (совокупность ценностных ориентации, социальных установок, потребностей, интересов, составляющих основу мотивов, – все то, что характеризует направленность личности);
– операционно-техническую (совокупность общих и специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств),
– сферу самосознания (оценка человеком своего знания, поведения, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа и деятеля).
Таким образом, для профессионального становления учителя необходимы такие условия организации его обучения, при которых реализация потребности «быть личностью» происходит в конкретной деятельности, точнее, в конкретной социальной ситуации. Поэтому формирование профессиональной компетентности происходит в процессе деятельности, являющейся «реальным базисом личности» и средством приобретения и роста профессионализма.
Представители третьего направления (Е. В. Арцишевская, М. К. Кабардов, А. И. Панарин и др.) рассматривают профессиональную компетентность с психологической точки зрения как характеристику личности учителя и вводят в ее содержание результативный компонент. Размышляя о проблеме разграничения понятий «способность» и «компетенция» (синонимом является для авторов и категория «компетентность»), они вводят в понятие «способность» оценочный критерий: « .потенциальные возможности и задатки, от которых зависят скорость, качество и уровень соответствующей компетенции». «Способность» в понимании психологов не отождествляется с «компетенцией», а является началом ее зарождения и становления. Под последней исследователи подразумевают «характеристики поведения, доминирующую форму активности личности, сформированность соответствующих навыков и умений, степень владения, например, языком и речью» .
Стоит согласиться, что компетентность является показателем «сформированности необходимых навыков и умений, степенью их владения», но не «формой активности личности». Под формой понимается «внутренняя связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями», т. е. компетентный – это активный человек в определенной области знания. Мы считаем, что компетентность не может выступать формой активности, являющейся некой «оболочкой» явления или объекта, а также и характеристикой поведения личности, так как, согласно словарным данным, характеристика – это «описание, определение отличительных свойств, качеств кого-либо», но не само качество или свойство.
В русле данного (характерологического) направления развивает свои взгляды А. И. Панарин, считающий профессиональную компетентность «важнейшей характеристикой подготовленности учителя, совокупностью коммуникативных, конструктивных, организаторских умений, а также способностью и готовностью практически использовать эти умения в своей работе».
А. И. Панарин также сводит понимание профессиональной компетентности к совокупности ряда умений и не учитывает знания и осведомленность личности, что, по нашему мнению, является недостаточным. Использование термина «характеристика» мы считаем не вполне корректным.
В четвертом направлении (Р. Х. Шакуров и др.) профессиональная компетентность рассматривается как качество личности. Ученый понимает ее как очень важное качество учителя, с одной стороны, необходимое педагогу, принимающему непосредственное участие в обучении и воспитании учащихся, а с другой стороны, руководящему и оценивающему собственную и ученическую деятельность.
Новое в образовании:
Элементы комбинаторики. Принцип Дирихле
В начале занятия кратко рассказать историю зарождения комбинаторики и об областях ее применения. Определение. Задачи на составление числа возможных соединений элементов с определенными свойствами, которые можно составить из элементов заданного множества, называются комбинаторными. Задача 1. Сколько ...
Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...
Использование принципов обучения на практике
Одной из главных проблем была проблема успеваемости учащихся. На успеваемость оказывают влияние как объективные, так и субъективные причины. В школе, которой я проходила практику большее количество слабоуспевающих можно отнести за счет неудовлетворительного прилежания и слабых способностей. А куда ...