– специальная компетентность – осуществление собственно профессиональной деятельности на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
– социальная компетентность – осуществление совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельности, сотрудничество, а также владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
– личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
– индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.
А. В. Райцев под профессиональной компетентностью понимает совокупность определенных свойств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности и способностью к креативной деятельности, в которой человек максимально проявляет свои профессиональные и личностные качества. В содержание компетентности специалиста он включает следующие аспекты: – интеллектуальный – познавательная способность, раскрывающая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, к разумному поведению в проблемных ситуациях, адекватной постановке и эффективному достижению целей, выполнению задач, соблюдению норм предлагаемой деятельности; – практический – умения и навыки преобразовательной деятельности, владение на высоком уровне техникой и технологией труда; – ценностно-ориентированный, основанный на доминанте культурно-нравственных ценностей.
Повышение профессиональной компетентности длится всю сознательную жизнь учителя. Основа закладывается в студенческом возрасте при обучении в вузе. Проследить эту внутреннюю динамику и означает оценить его профессиональную компетентность, сделать прогноз профессионального роста.
В ряде работ по профессиональной компетентности (Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, Н. В. Матяш, О. М. Шиян) акцентируется внимание на приоритетном развитии деятельностного компонента в ее составе, а исследуемое понятие выступает «сложным, многомерным, психолого-педагогическим образованием, направленным на выполнение практических действий», «качественной характеристикой степени овладения педагогом своей профессиональной деятельностью» , «совокупностью умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях лучшего решения педагогических задач».
Схожий подход разрабатывался Д. М. Гришиным. По его мнению, «педагогическая компетентность представляет собой совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений учителя как субъекта педагогической деятельности, его способность практического использования этих умений в педагогической деятельности».
Выделение в составе профессиональной компетентности лишь деятельностного компонента (различные умения и способность реализации их на практике), на наш взгляд, является узким и недостаточным, поскольку остается вне поля зрения система знаний психолого-педагогического и предметно-методического цикла (гностический компонент), являющегося, по нашему мнению, семантическим определителем понятия «компетентность».
Подход А. И. Пискунова к проблеме профессионализма подготовки студента в педвузе не противоречит идее формирования его профессиональной компетентности. В содержание он включает инвариантную (ядро) и вариативную части, образующие некоторую совокупность, обладающую элементами целостности.
В подходе Е. М. Павлютенкова профессиональная компетентность трактуется как форма исполнения субъектом педагогической деятельности, «обусловленная глубоким знанием свойств преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив) этого труда, свободным владением орудиями производства, соответствием конкретного предметного содержания труда, характера выполняемых работ субъективным, профессионально важным качествам учителя, его самооценке, трудолюбию». Компетентность и мастерство считаются рядоположенными понятиями, и мастерство учителя понимается как «наличие определенного уровня сформированности знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, а также внутреннего мира личности, ее потребностей, ценностных ориентации, представлений о людях, самом себе, результатах собственной деятельности».
Новое в образовании:
Использование телеконференций в работе библиотек
Телеконференция (ТКФ) являются одной из наиболее используемых и эффективных телекоммуникационных технологий. Они позволяют участникам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать поставленные проблемы сов ...
Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...
Казахские национальные игры как средство воспитания детей
«Традиционная игра - это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». С развитием нашей страны возрождается и древняя культура казахов, национальные игры, танцы, искусство ...