В связи с этим и педагогические основы профессиональной компетентности будущего учителя и имеющего профессиональный опыт различаются в некоторых аспектах.
Основная цель педагогического образования в ВУЗе состоит в том, чтобы сформировать у будущего специалиста некоторые основы профессиональной компетентности, достаточные для:
– успешной профессиональной деятельности «сегодня»;
– саморазвития и самосовершенствования как личности и как профессионала.
Таким образом, профессионально-педагогическая компетентность – сложный социально-педагогический феномен, требующий в рамках нашего исследования детализации и более конкретного исследования его структуры и содержания применительно к учителю технологии.
Традиционно «парадигма» рассматривается как понятие методологии науки, однако многомерность, противоречивость, постоянная изменчивость современной социокультурной среды обусловливают необходимость, с одной стороны, разработки альтернативных концепции образовательной практики, а, с другой стороны, их строгого методологического обоснования. Это позволяет ставить вопрос о возможности переноса парадигмального подхода и в область повседневной работы современных педагогов. Такой подход обеспечивает формирование новых механизмов объяснения образовательной практики на уровне ее методологии и теории.
Известно, что классификация парадигмального знания возможна по различным основаниям.
Разнообразие классификаций парадигм в педагогике приводит к выделению таких образовательных парадигм, как, например: когнитивно-информационная парадигма, личностная парадигма, культурологическая парадигма и др.
Мы считаем возможным выделять компетентностную парадигму, которая вырастает из прагматической, когнитивно-информационной парадигмы образования, ее сторонники настаивает на том, что ожидаемым результатом образовательного процесса является не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций и компетентностей, без которых невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентностная парадигма нацелена на усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования. Стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения.
Проблема совершенствования подготовки специалистов в области высшего педагогического образования обусловлена социально- политическими и экономическими условиями, состоянием духовной культуры общества, уровнем развития психолого-педагогической науки и господствующей в ней парадигмы, отражающей требования, выдвигаемые обществом к личности педагога.
Компетентностная парадигма в высшем образовании – это такой стиль организации учебного процесса, при котором общение между преподавателем и студентом должно быть направлено на формирование единства профессиональной и социальной компетентности студента как интегративной характеристики будущего специалиста. Это означает, что основным показателем измерения результатов обучения на всех уровнях высшего образования должна быть степень сформированности профессиональной и социальной компетентности по отдельности и в единстве.
Компетентностная парадигма требует качественно новой организации педагогического взаимодействия в высшей школе. Она утверждает новую организацию жизни университетской общности в целом. Ее полноценная реализация требует осуществления органической связи со всеми подходами, применяемыми в высшем образовании, а именно, с системным, комплексным, дифференцированным, деятельностным подходами. Основные требования этих подходов являются и требованиями компетентностной парадигмы.
В качестве ключевой задачи профессиональной подготовки учителя в настоящее время рассматривается формирование такой комплексной структуры, как профессиональная компетентность. Наличие ГОС ВПО-2, переход на ГОС ВПО-3 и реализация концепции Болонского соглашения позволяют говорить о создании такого комплексного понятия, которое объединяло бы знания (общие, предметные, специальные), навыки и умения осуществления профессиональной деятельности, качества личности, и, наконец, творческую самореализацию личности в жизненной и профессиональной сферах в соответствии с ее способностями и интересами.
Новое в образовании:
Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...
Методы исследования физического развития
Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия. Антропометрия. Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила. При проведении антропометрических ...
Организация режима дня в условиях домашнего воспитания
Возрастные особенности психического развития детей 3–4 лет. В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо ...