· Игра «Что у нас получиться».
Оборудование: цветные прямоугольники из картона, карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.
Логопед накладывает трафарет на цветную бумагу и спрашивает: «Что у меня получилось? – зеленый чайник». Так проговариваются овощи, фрукты, посуда. Затем задание усложняется: «Назовите предметы, про которые можно сказать зеленая, синяя, красная, белая или синий, красный, желтый».
· Ребенку предоставляется картинка мальчика. И рядом расположена его одежда и игрушки. Инструкция: как Ваня говорит о своих вещах? – мой барабан, моя рубашка, а теперь ты продолжи. А теперь сам скажи о своих вещах.
После того как ребенок усвоил категории мужского и среднего рода мы переходим к формированию понимания среднего рода.
· Можно использовать предыдущее упражнение, добавляя слова среднего рода. Инструкция: как Марина говорит о своих вещах: мой шарф, моя кукла, мое ведро. Обращаем внимание ребенка на средний род – оно мое.
· Игра «Какие это вещи».
Перед ребенком выкладываются картинки: шарф, шапка, платье, носки. Сначала пример показывает логопед. «Это теплые вещи, теплая шапка, теплый шарф, теплое платье». Затем повторяет ребенок. Далее предоставляют ребенку следующие картинки: апельсин, груша, яблоко, вишня. Логопед: «Это сладкие фрукты. Давай скажем про каждый фрукт». Таким образом подбираем прилагательные к различным предметам.
· Перед ребенком выкладывают множества картинок, которые он должен распределить на три группы: 1 – картинки с предметом женского рода; 2 – мужского рода; 3 – среднего рода.
Все предыдущие упражнения используются в последующем для усвоения категории среднего рода.
Так как в грамматике татарского языка категория рода отсутствует, и как следствие дети с трудом воспринимают данную категорию, то коррекционная работа требует больше времени. Необходимо остановиться на способности дифференциации мужского и женского рода, развитии понимания и употребления среднего рода. После того как дети усвоили категорию рода необходимо акцентировать внимание на закреплении полученных знаний. Закрепление знаний имеет большое значение для детей.
4.
Развитие умения использовать в речи предложно-падежные конструкции .
Коррекционная логопедическая работа должна быть направлена на:
· Формирование правильной постановки ударения;
· Коррекция изменения существительных в родительный, дательный и предложный падежи;
· Развитие понимания и правильного употребления предлогов;
Именительный падеж у детей не вызывает затруднений. Единственный нюанс – неправильная постановка ударения. Поэтому мы формируем понимание ударения. Акцентируем внимание детей на то, что в каждом слове есть гласный звук, который находится в сильной позиции.
Далее начинаем коррекционную работу непосредственно над падежами.
Винительный падеж (кого? Что?):
· Инструкция: ответьте на вопросы. Кого дети увидели в зоопарке? В лесу? В реке? В реке? Что дети увидели в огороде? В саду?
· Инструкция: закончите предложение по вопросам.
Повар варит (что?) … Учитель учит (кого?) …
Новое в образовании:
Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...
Последовательность и приемы работы над лексикой
Одним из наибольших эффективном по мнению некоторых педагогов и в частности Кувшинова В. И. школа №315 г. Москвы является опережающей ведение лексики, на всех этапах в различной форме с учетом уровня подготовки школьников и их интересов. Уже в первый год обучения опережение достигалось во время фон ...
Формирование технологической
компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной
работы
При исследовании дидактической системы формирования технологической компетентности будущего учителя в качестве одной из форм организации обучения была выбрана учебно-исследовательская работа. Методика выполнения учебно-исследовательского задания была выстроена таким образом, чтобы способствовать фо ...