Представители всех существующих наук понимают личность по разному. Но тем не менее категория “личность” относится к числу базовых понятий. В содержание понятия “личность” включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Каждый человек, как биологический вид, имеет определённые врожденные особенности: структуру скелета, структуру мозга и пр. Появившись на свет, ребёнок, с биологической точки зрения, является индивидом. В процессе своего морального и биологического роста, человек приобретает социальное качество – личность. Понятие “личность” характеризует человека, а точнее, особенности его развития, как социального существа.
Существует несколько качеств, которые характеризуют человека как личность. На это развитие личности оказывают влияние способности конкретного человека, его темперамент, характер, мотивация его поступков и социальные установки. Еще раз хотелось бы заметить, что людей с одинаковым уровнем развития этих характеристик нет. При обучении педагог просто обязан об этом не забывать. Как я уже успела заметить, то каждый ребёнок является личностью, естественно нужно относиться к нему как к индивидуальности, уважать его интересы и потребности. Тем более, что в процессе своего формирования как личности у всех людей бывает несколько кризисов. Формируясь как личность, дети приобретают не только положительные, но и отрицательные качества. Представить все варианты этих сочетаний просто невозможно.
Американский учёный Э. Эриксон представил в своей концепции две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. Именно в таком виде они, конечно не встречаются, но благодаря чётко определённым полюсам, можно представить себе все промежуточные варианты личностного развития человека. Мои ученики – это дети возраст которых колеблется от 12 до 18 лет, а именно на этот период приходится кризис личностного самоопределения человека. В нормальной линии развития по Эриксону, у детей происходит жизненное самоопределение, развиваются временные перспективы – планы на будущее.
Кроме того, дети активно ищут “себя” эксперементируя в разных ролях: то это непослушный ученик, стремящийся обратить на себя внимание окружающих, то это “лучший друг” для всех. Естественно на этом возрастном периоде происходит обучение и дети начинают более углубленно интересоваться каким – то наиболее интересным для себя предметом. Происходит становление мировоззрения. Происходит выявление лидерских качеств. В аномальной линии развития, по Эриксону, у детей происходит путанница ролей, смещение и смешение временных перспектив (появляются мысли не только о будущем и настоящем, но и о прошлом). Часто в этом возрасте возникает стремление разобраться в самом себе, даже в ущерб развитию отношений с внешним миром и другими людьми. Происходит путаница в моральных и мировоззренческих установках. Учитель должен помогать детям преодолевать этот кризис и, конечно, не в коем случае не усугублять.
Если учитель постоянно “читает мораль” ученикам, унижает их, даже немного, то взаимопонимание между таким учителем и учениками вряд ли наладится, да и на предмет дети будут ходить неохотно. Каким бы трудным и сложным не казался ребёнок, необходимо его постараться понять в любой ситуации и объяснить, но не убедить в его неправоте. В этом возрасте убеждениям дети поддаются мало. Дружеская беседа может принести намного больше пользы, чем длинный монолог учителя на тему воспитания. С детьми 7 – 8 класса легче общаться, потому, что это ещё дети и они воспринимают авторитет взрослого.
Но с учениками 9 классов нужно общаться куда осторожней. Это уже не дети, но ещё и не взрослые люди, способные себя контролировать в любой ситуации и отвечать за свои поступки.
Это “раздвоение” дети переносят достаточно тяжело. Задача учителей состоит в том, чтобы помогать ученикам в процессе обучения развиваться как личности, воспитывать их так, чтобы дети сами делали вывод – что хорошо, а что – плохо.
Новое в образовании:
Критерии
и уровни диагностики нравственной воспитанности детей младшего школьного
возраста
Нравственная воспитанность характеризуется уровнем знаний сущности и пониманием нравственных качеств, норм, правил, осознанным принятием общечеловеческих ценностей и ориентированностью на них в любой, в том числе эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем эмоцио ...
Сущность семейного воспитания
Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, ...
Высшее образования во Франции
Практически непрерывный процесс реформирования системы образования Франции, начавшийся в 1968 году принятием Закона об ориентации высшего образования, представляет собой последовательную цепь преобразований, направленность и содержание которых определялась наиболее неотложными проблемами национальн ...