Личность

Представители всех существующих наук понимают личность по разному. Но тем не менее категория “личность” относится к числу базовых понятий. В содержание понятия “личность” включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Каждый человек, как биологический вид, имеет определённые врожденные особенности: структуру скелета, структуру мозга и пр. Появившись на свет, ребёнок, с биологической точки зрения, является индивидом. В процессе своего морального и биологического роста, человек приобретает социальное качество – личность. Понятие “личность” характеризует человека, а точнее, особенности его развития, как социального существа.

Существует несколько качеств, которые характеризуют человека как личность. На это развитие личности оказывают влияние способности конкретного человека, его темперамент, характер, мотивация его поступков и социальные установки. Еще раз хотелось бы заметить, что людей с одинаковым уровнем развития этих характеристик нет. При обучении педагог просто обязан об этом не забывать. Как я уже успела заметить, то каждый ребёнок является личностью, естественно нужно относиться к нему как к индивидуальности, уважать его интересы и потребности. Тем более, что в процессе своего формирования как личности у всех людей бывает несколько кризисов. Формируясь как личность, дети приобретают не только положительные, но и отрицательные качества. Представить все варианты этих сочетаний просто невозможно.

Американский учёный Э. Эриксон представил в своей концепции две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. Именно в таком виде они, конечно не встречаются, но благодаря чётко определённым полюсам, можно представить себе все промежуточные варианты личностного развития человека. Мои ученики – это дети возраст которых колеблется от 12 до 18 лет, а именно на этот период приходится кризис личностного самоопределения человека. В нормальной линии развития по Эриксону, у детей происходит жизненное самоопределение, развиваются временные перспективы – планы на будущее.

Кроме того, дети активно ищут “себя” эксперементируя в разных ролях: то это непослушный ученик, стремящийся обратить на себя внимание окружающих, то это “лучший друг” для всех. Естественно на этом возрастном периоде происходит обучение и дети начинают более углубленно интересоваться каким – то наиболее интересным для себя предметом. Происходит становление мировоззрения. Происходит выявление лидерских качеств. В аномальной линии развития, по Эриксону, у детей происходит путанница ролей, смещение и смешение временных перспектив (появляются мысли не только о будущем и настоящем, но и о прошлом). Часто в этом возрасте возникает стремление разобраться в самом себе, даже в ущерб развитию отношений с внешним миром и другими людьми. Происходит путаница в моральных и мировоззренческих установках. Учитель должен помогать детям преодолевать этот кризис и, конечно, не в коем случае не усугублять.

Если учитель постоянно “читает мораль” ученикам, унижает их, даже немного, то взаимопонимание между таким учителем и учениками вряд ли наладится, да и на предмет дети будут ходить неохотно. Каким бы трудным и сложным не казался ребёнок, необходимо его постараться понять в любой ситуации и объяснить, но не убедить в его неправоте. В этом возрасте убеждениям дети поддаются мало. Дружеская беседа может принести намного больше пользы, чем длинный монолог учителя на тему воспитания. С детьми 7 – 8 класса легче общаться, потому, что это ещё дети и они воспринимают авторитет взрослого.

Но с учениками 9 классов нужно общаться куда осторожней. Это уже не дети, но ещё и не взрослые люди, способные себя контролировать в любой ситуации и отвечать за свои поступки.

Это “раздвоение” дети переносят достаточно тяжело. Задача учителей состоит в том, чтобы помогать ученикам в процессе обучения развиваться как личности, воспитывать их так, чтобы дети сами делали вывод – что хорошо, а что – плохо.


Новое в образовании:

Разработка методических рекомендаций по изучению отдельных тем начального курса физической географии
Межпредметные связи немало способствуют повышению" научного уровня обучения географии. Причем география обладает большими возможностями применения таких связей благодаря своему межцикловому положению. Использование межпредметных связей приобретает актуальное значение в условиях работы по усове ...

Организация экспериментального исследования по трудовому воспитанию посредством предметно – практической деятельности
Цель исследования – изучить и раскрыть роль предметно практической деятельности как средства трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста. Объект исследования – трудовое воспитание глухих детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – предметно – практическая деятельност ...

Возрастные особенности детей раннего возраста
В возрастной психологии период жизни ребенка от одного года до трех лет называют ранним возрастом или периодом раннего детства. В этом возрасте ребенок осваивает общественно-выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодей ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru