Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения декоративной резьбе по дереву

Страница 1

При резании древесины по наклонной линии против направления волокон срез получается нечистый, с заколами и задирами (рис. 1, А, Б).

Срез поперек волокон или срез под прямым углом к направлению слоя древесины получается менее блестящим и гладким, чем в первом случае, но вполне пригодным для лицевой отделки в резьбе без дополнительной обработки, однако при обязательном условии: инструмент должен быть острым и резать им надо не до конца (не на выход), а заканчивать каждый проход стамески с противоположной стороны (рис. 1, В). При такой же резьбе стамеской ровного торцевого среза направление резьбы должно быть только от краев к середине плоскости, как показано стрелками, но ни в коем случае от середины к краям на выход, так как будут неизбежны заколы края (рис. 1, Д).

Рис. 1.

Резьба прямой двусторонней выемки поперек волокон. На хорошо простроганной заготовке прочерчиваем по три параллельных линии для каждой выемки: средняя — линия встреч боковых сторон, а две остальные — их внешние границы. Направление резания в данном случае одинаково как с одной, так и с другой стороны (рис. 2, А).

Рис. 2.

Вначале на всю глубину выемки прорезаем среднюю линию косячком, держа его в вертикальном положении. Затем тонким слоем стружки постепенно срезаем грани с одной и другой стороны. Срез получится блестящий, гладкий, так как идет по наклонной линии к расположению слоя.

Резьба двусторонней выемки, расположенной по наклонной к направлению волокон, выполняется аналогично предыдущей, только направления резьбы наклонных сторон противоположны друг другу: у каждой стороны — в направлении идущих волокон. При несоблюдении этого правила срезы против слоя будут шероховатыми, с задирами и заколами (рис. 2, Б).

Резьба прямых двусторонних выемок вдоль направления волокон. Если древесина заготовки прямолинейна, без свилеватости и косослоя, а линии годичных слоев параллельны боковым кромкам заготовки, то указанные выше выемки режутся без затруднений. Боковые грани выемок можно срезать в любом направлении (рис. 2, В). Когда же направление волокон заготовки отклоняется от прямой линии или строение древесины свилеватое, то резьба прямых выемок затруднена. На рис. 2, Г середина кривизны отмечена пунктиром, определяющим встречу и расхождение направлений резания по слою. Средняя линия режется вертикально в одном направлении, а боковые грани режутся каждая в двух направлениях, как показано на рисунке. Одну грань выемки тонким слоем режут от краев к пунктирной линии, а вторую — от пунктирной линии к краям тоже тонкими слоями. Резать выемку на кривослойной древесине значительно труднее, чем поперек волокон или по наклонной.

Рис. 3.

Резьба полукруглой выемки, расположенной наклонно к направлению волокон. В этом случае при резьбе полукруглой стамеской в одном направлении одна сторона выемки режется хорошо и будет иметь гладкую поверхность, а другая идет против направления слоя, дает шероховатый срез с задирами древесины. Поэтому выемки надо резать в двух противоположных направлениях — по слою (рис. 3, А). Особенно осторожно надо резать места встречи сторон выемки, показанные на рисунке пунктиром.

Резьба по кривой. Допустим, что подобную же выемку нам надо вырезать по окружности. Вычерчиваем на заготовке (рис. 3, Б) две взаимно перпендикулярные оси: одну вдоль волокон, вторую — поперек. Циркулем рисуем три окружности нужных нам диаметров. Острым косячком, держа его вертикально, режем среднюю окружность на заданную глубину. Тем же косячком режем затем боковые грани выемки в направлении, указанном на рисунке стрелами. В местах, отмеченных на рисунке крестиками, необходимо очень осторожно срезать древесину стружка в стружку, остерегаясь сколов.

Полукруглая кольцевая выемка режется по аналогии с двусторонней выемкой по окружности — в восьми направлениях (рис. 3, В).

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Музейная педагогика и проектная деятельность школьников
Почти век назад музейная педагогика трактовалась как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об ...

Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков
Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие ...

Урок «игра-соревнование» «цифиркин спрашивает»
Задачи: расширять кругозор детей; развивать смекалку и логическое мышление. Оборудование: публикации детских газет и журналов. Ход соревнования: Дети делятся на 3 команды и представляют себя и своих капитанов. Ведущий. Вести соревнование будет магистр математических наук профессор Цифиркин. Входит ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru