При отсутствии лечебных мероприятий с возрастом нарастает тугоподвижность мышц, движения начинают носить ригидный характер, в тяжелых случаях – анартрия.
Паретическая форма – наиболее часто встречающийся вариант псевдобульбарной дизартрии и по сути, представляет собой смешанную форму. При этом варианте дизартрии, как правило, ведущим синдромом является спастический парез речевой мускулатуры. Его клиническая картина обусловлена поражением пирамидного пути в бульбарной части (спастический парез), которое сочетается с нарушением активности некоторых ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в варолиевом мосту (двигательные ветви V – VII пары), что вызывает вялый парез соответствующих мышц. При четком доминировании спастического напряжения мышц изолированно может отмечаться вялый паралич губ, нижней челюсти или мимических мышц языка.
В зависимости от того, какие мышцы поражены вялым параличом, могут быть провисание мягкого неба (иногда с одной стороны) и нарушение его подвижности, что ведет к назализованности голоса. Недостаточность подъема спинки языка вверх нарушает произношение звуков, требующих активного подъема спинки языка вверх (л, и, ы, у). При вялом параличе мышц губ особенно страдают губно-губные звуки (п, б, м), требующие достаточного мышечного напряжения. При вялых параличах мышц спинки языка становится невозможным подъем спинки языка вверх, нарушается произношение гласных (и, ы, у). Иногда четко выражено слюнотечение (гиперсаливация), гипомимия лица.
Л. О. Бадалян считает, что гиперсаливация особенно характерна для псевдобульбарной дизартрии, что связано с ограничением мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Она часто усиливается за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате и снижения самоконтроля.
Л. И. Белякова выделяет также гиперкинетическую форму псевдобульбарной дизартрии. Этот вариант дизартрии в практике встречается у детей часто. Наряду с поражением пирамидных путей имеются еще и нарушения подкорковых ядер и их связей. Спастическое напряжение мышц сочетается с наличие тремора. У детей с этой формой значительно более выражено нарушение просодической стороны речи, влияющее на ее внятность. Резко нарушается автоматизация звуков речи, что связано с патологией кинестезических механизмов ощущения позы и сокращения мышц при выполнении речевых артикуляций. К спастическим явлениям присоединяются темпоритмические нарушения организации движений. Нередко при этой форме дизартрии наблюдается анартрия.
Т. Б. Филичева отмечает, что подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез – насильственные непроизвольные движения, не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.
Меняющийся характер мышечного тонуса и наличие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции. Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (особенно в игре, в беседе с близкими), и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, «прорываются» гортанные звуки. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.
Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.
Мозжечковая дизартрия, по определению М. А. Поваляевой, представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие поражения мозжечка, его связей с другими отделами центральной нервной системы и лобно-мозжечковых путей.
По мнению К. А. Семеновой, для этой формы дизартрии прежде всего характерна выраженная асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь становится замедленной по темпу, толчкообразной, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы – «скандированная речь». В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.
Новое в образовании:
Влияние факторов времени
Мы использовали способ, разработанный Ворониной Галиной Анатольевной, кандидата педагогических наук, и апробированных нами в процессе педагогической работы. Нами были исследованы учащиеся 6 класса 2005–2006 учебного года, и этот же класс, но уже семиклассники 2006–2007 учебного года на фактор влиян ...
Формирование адаптивных качеств учащихся
Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработка у них социоадаптивных качеств, помогающих справиться с трудными ситуациями любого уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой твор ...
Психолого – педагогическая характеристика глухих детей младшего школьного
возраста
Наиболее характерным для периода 6 — 10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Это переходный период, характеризующийся тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника. В этот период продолжается а ...