Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе

Педагогика сегодня » Особенности звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии » Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе

Страница 3

Таким образом, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонематической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата.

Постепенно увеличивается количество произносимых звуков. Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные появляются раньше, чем язычные, взрывные – раньше, чем щелевые. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй; затем осваиваются аффрикаты и сонорные.

Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

- к первому году – появляются смычки органов артикуляции;

- к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);

- после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;

- к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

По данным Л. В. Неймана, речь детей раннего возраста изобилует дефектами произношения. Характерными дефектами являются: 1) пропуски звуков и слогов («пять» вместо спать, «моко» вместо молоко); 2) замена одних звуков другими («ути» вместо уши, «тутла» вместо кукла); 3) перестановки звуков и слогов («талерка» вместо тарелка, «лябоко» вместо яблоко); 4) уподобление (ассимиляция) звуков («мамок» вместо замок).

Л. И. Белякова также отмечает, что первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет («мама» - обращение, указание, просьба, жалоба). Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога.

Л. В. Нейман указывает, что лучше других детьми воспроизводятся ударный и начальный слоги, так как их легче всего воспринимают на слух. Наряду с расширением словаря, усвоением грамматических норм и уточнением слухового восприятия происходит постепенное совершенствование произношения. Работа речевого аппарата становится все более тонкой и дифференцированной. К 5-7 годам перечисленные выше дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети произносят все звуки речи правильно.

Таким образом, развитие звукопроизношения у детей в норме в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов. Появлению первых слов ребенка предшествуют крик, гуление и лепет. На начальном этапе своего развития речь ребенка несовершенна и изобилует дефектами произношения. Однако, при нормальном развитии ребенка и полноценном речевом окружении эти дефекты постепенно исчезают и звуковая сторона языка в целом оказывается полностью сформированной к 4-5 годам жизни.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему. Интегрированное обучение: · способствует развитию научного стиля мышления учащихся; · даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода позн ...

Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...

Сравнительный анализ сущности и структуры понятия «логическая культура»
Чтобы дать определение понятию «логическая культура мышления», необходимо проанализировать отношение различных ученых к данному феномену. Первое, с чем сталкивается учитель, намереваясь изучить логическую культуру своих воспитанников, это вопрос: а что же означает «логическая культура»? Понимание з ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru