В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом.
У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому. Для детей туризм – способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он – средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между «делом и потехой». Однако, учитывая разность отношения к туризму, надо знать, что своих целей в туристской работе учитель постигнет быстрее и легче только при условии удовлетворения интересов детей, которые он должен понять и принять, несмотря на то, что они на первых порах, как правило, весьма примитивны (не вписываются и педагогические требования, нравственные установки).
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен – он необходим каждой разминающейся личности, ибо, как сказал Гете, – «Без странствований не создается ни одна индивидуальность». Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.
Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени.
Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму – создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников. Таким образом, в школе фактически должно быть два туризма: один как обязательный для всех классов («классный туризм»), но минимальный по объему, другой – для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, – как занятия в кружках по интересам («кружковый туризм»). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.
Четкое понимание бифуркации (разделения на две равноценные части, вида, направления) туризма в школе необходимо работникам школ, внешкольных учреждений, управленческих структур, так как только при этом возможно целесообразное, педагогически грамотное применение различных форм и норм туризма к разным контингентам детей. Непонимание бифуркации туризма нанесет ущерб делу.
Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая работа в школе» (ТКР). Туризм, как все на снеге, требует труда. Следовательно, и у туризма есть две стороны – «производство» и «потребление». Потребительским содержанием туризма является все то, что он дает (может дать) человеку – тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу. Эту «потребительскую корзину» туризма составляют:
а) радостные переживания (эмоциональность);
б) любопытная, полезная информация (познавательность);
в) укрепление здоровья,
г) физическое развитие;
д) яркие впечатления (восприятие);
е) разного рода полезные умения, навыки.
Педагогика, школа, учитель должны подходить к потребительским свойствам
туризма диалектически – брать в свой арсенал весь комплекс их и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма.
«Производство» туризма – это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма. «Производство» для туриста не цель, а лишь средство, то есть как бы «нежелательная» часть предприятия. И тут потенциальным туристам на помощь приходит коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по «производству» – так называемый плановый туризм. За соответствующую плату он обеспечивает все, что нужно. Однако само производство» туризма обладает огромным педагогическим потенциалом. Поэтому для школы «производство» туризма не менее значимо, чем «потребление». Поэтому плановый туризм для школы значительно менее целесообразен, чем туризм самодеятельный.
Новое в образовании:
Расчет затрат на заработную плату руководителя работы
Заработная плата руководителя: Рр=Ч х С, (4.1) где Ч – часы, отведенные на руководство дипломной работы со студентом (22 часа); С – стоимость одного часа. Рр = 22 х 40 = 880 р. Оплата труда руководителя с учетом поясного коэффициента. Ррк = Рр х (1 +Кп), (4.2) где Кп – поясной коэффициент. Ррк = 88 ...
Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения ...
Планирование урока немецкого языка с использованием различных
мультимедийных средств
Еще несколько лет назад использование компьютера на уроке казалось чем-то необыкновенным и почти нереальным. Необыкновенным, потому что не было того обилия программ и пособий, каким мы располагаем сейчас. Нереальным, потому что само присутствие компьютера на уроке уже было событием. Сегодня в распо ...