Помимо потребительского, школьный туризм имеет и педагогическое содержание. Оно заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников. Сюда, во-первых, отнесем совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм. В походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там – быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность – все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание воспитателем своих подопечных – непременное условие хорошей работы.
Во-вторых, туризм – отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.
И, в-третьих, если школа полномасштабно использует не только «потребление», но и «производство» туризма, то она получает возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике – коллективной творческой деятельности. Но это возможно лишь при условии приоритета самодеятельного туризма но отношению к плановому. Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят.
Туристская работа (занятия туризмом) очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи. В использовании форм ТКР отражается бифуркация туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, одно-двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).
Однако доминантой среди форм ТКР в школе является туристский поход, так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог. Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход – ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой. Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: «Туризм – это краеведение, но краеведение – это не туризм». Для организованного, культурного туризма прохождение намеченного маршрута является приоритетным. А для краеведения маршрут и способ передвижения не самоценны.
Для экологического воспитания характерно многоцелье, разнообразие форм и «завтрашних радостей». И это необходимо сохранять как в работе в целом, так и, в частности, для ее доминанты – похода. Не зря туристско-экологическую форму работы с детьми называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы. Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм туристских занятий детей, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм, построить в школе так называемую систему ТКР. То же и в отношении походов: выделяя одну цель–задачу как главную, нельзя превращать её в единственную, нельзя упускать из виду другие цели. Это разрушило бы поход как педагогический комплекс, позволяющий разносторонне влиять на развитие ребенка. Потребительскую и педагогическую ценность туристского похода можно повысить только за счет наполнения его содержания разнообразными слагаемыми, а не путем усложнения отдельных компонентов за счет опущения других.
Представляется очевидным, что туризм в системе внеурочной экологического воспитания должен культивироваться абсолютно в каждой школе. Сошлюсь на авторитет доктора педагогических наук В.М. Коротова, на его тезис: «Школа, в которой не ведется туристско-краеведческая работа с учащимися, – это школа не современная, ущербная». Каково должно быть количество туризма в школе? Два определенных заключения можно сделать как бесспорные:
Новое в образовании:
Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего
школьного возраста
Этот возраст (учащихся 1-3-х классов) можно условно разделить на 6-7 и 8-9-летних детей. Первая группа, как правило, составляет 1 -е классы и в некоторой мере отличается от тех, кто продолжает учиться во 2-3 классах. Дети 6-7-летнего возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бег ...
Место и роль выбранной темы в учебном плане подготовке специалистов
Образовательная программа, представляет собой нормативно - констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса. Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Такую ответственность за качество решения пост ...
Моделирование дидактической системы формирования логической культуры
мышления у младших школьников
В нашей стране моделирование как метод педагогического исследования стал разрабатываться с конца 60-70-х годов XX века. Практика развивающегося народного образования требовала, чтобы с самого начала педагог обладал точным научным представлением о процессе и результатах обучения и воспитания. В связ ...