Социально-психологические особенности детей

Педагогика сегодня » Развитие творческой активности детей » Социально-психологические особенности детей

Страница 5

· «Чувство взрослости».

Новообразования этого возраста:

· Чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке». Появление вторичных половых признаков. Самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, приобретает стабильный характер. Выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе.

· Формирование «Мы» – концепции. Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

· Формирование референтных групп. Участники что-то делают сообща. Ценности и мнения референтной группы подросток признает своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Высокая конформность: к мнению группы и ее лидера относятся некритически, инакомыслие исключено.

Социальная ситуация развития – освоение норм и отношений между людьми. Резкое возмужание организма, внезапное увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3–4 года), чем у мальчиков (4–5 лет). Период выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Романтические отношения со сверстниками другого пола.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Своеобразная форма воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Ведущие функции этого возраста – абстрактно-логическое мышление. Период повышенной активности, значительного роста энергии; период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Развития познавательных процессов: становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого и произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).

4) 14 (15) лет – 16 (17) лет: старший школьник. Основные новообразования: профессиональное и личностное самоопределение. Готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации)

Социальная ситуация развития – референтная группа. Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим. Ведущая деятельность – профессионально-учебная деятельность (освоение профессиональных знаний, умений).

Ведущие функции – абстрактно-логическое мышление. К 15–16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться.

Наступает кризис 17 лет (юношеский кризис). Причина кризиса: ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей. Проявления кризиса:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...

Взаимодействие школы и семьи
Люди постоянно общаются, вступая друг с другом во взаимодействие. Можно сказать, взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми утверждал Б. З. Фульфов. Взаимодействие людей в воспитательной системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой системы неотделима. Им ...

Соотношение обучения и развития личности
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, перео ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru