Сегодня перед обществом с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира. Развитие творческих способностей детей является важным фактором их включения в активную деятельность в современных условиях неопределенности и изменчивости. По мнению В.А. Сухомлинского, творчество ребенка – не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, – считает выдающийся педагог, – перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, – ничего не получится». Эта позиция великого педагога близка педагогам дополнительного образования. Именно в их системе, свободной жестких рамок стандартов и классно-урочного потока, заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно.
В работах современных исследователей (Е.В. Бондаревская, А.К. Бруднов, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, М.Б. Коваль, С.В. Сальцева, А.И. Щетинская и др.) проведен глубокий анализ различных аспектов (внешкольного) дополнительного образования детей. Вместе с тем остался целый ряд нерешенных вопросов: место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе непрерывного образования; основные направления дополнительного образования детей; влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему. Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой – недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей в условиях любительского художественного коллектива».
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития творческой активности детей в условиях любительского художественного коллектива? Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – развитие творческой активности детей.
Предмет исследования – процесс развития творческой активности детей в детских творческих коллективах.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены задачи исследования:
1) рассмотреть творчество как фактор развития детской активности;
2) выявить социально-психологические особенности детей;
3) дать общую характеристику работе учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей;
4) изучить досуговые предпочтения детей г. Волгограда;
5) проанализировать работу детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных; эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа, анализ научной психолого-педагогической литературы и педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей; эксперимент.
База исследования: учащиеся школ г. Волгограда и их родители; детский хоровой коллектив «Мелодия» Центра образования №118.
Новое в образовании:
Снижение мотивации в учёбе – одна из причин низких результатов в учёбе
Снижение мотивации в учёбе обнаруживается в полном отсутствии познавательной направленности у ребёнка. В этом случае можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с ребёнком никогда не вели, не привили интерес к учёбе. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращают ...
Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты
развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...
Использование компьютерных тестов в психолого-педагогической
диагностике
Внедрение информационных технологий, необходимость которых продиктована реализацией Российского проекта «Информатизация ОУ», должно обеспечить более высокий результат образования при минимальной затрате временного ресурса. Скачок в психодиагностике произошел благодаря использованию компьютерного те ...