Развитие творческой активности детей

Педагогика сегодня » Развитие творческой активности детей

Сегодня перед обществом с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира. Развитие творческих способностей детей является важным фактором их включения в активную деятельность в современных условиях неопределенности и изменчивости. По мнению В.А. Сухомлинского, творчество ребенка – не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, – считает выдающийся педагог, – перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, – ничего не получится». Эта позиция великого педагога близка педагогам дополнительного образования. Именно в их системе, свободной жестких рамок стандартов и классно-урочного потока, заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно.

В работах современных исследователей (Е.В. Бондаревская, А.К. Бруднов, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, М.Б. Коваль, С.В. Сальцева, А.И. Щетинская и др.) проведен глубокий анализ различных аспектов (внешкольного) дополнительного образования детей. Вместе с тем остался целый ряд нерешенных вопросов: место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе непрерывного образования; основные направления дополнительного образования детей; влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение.

Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему. Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой – недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей в условиях любительского художественного коллектива».

Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития творческой активности детей в условиях любительского художественного коллектива? Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – развитие творческой активности детей.

Предмет исследования – процесс развития творческой активности детей в детских творческих коллективах.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены задачи исследования:

1) рассмотреть творчество как фактор развития детской активности;

2) выявить социально-психологические особенности детей;

3) дать общую характеристику работе учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей;

4) изучить досуговые предпочтения детей г. Волгограда;

5) проанализировать работу детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных; эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа, анализ научной психолого-педагогической литературы и педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей; эксперимент.

База исследования: учащиеся школ г. Волгограда и их родители; детский хоровой коллектив «Мелодия» Центра образования №118.


Новое в образовании:

Особенности школьного туризма
В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. У школьников и у учителей отн ...

Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В эксперименте принимало участие 20 детей учащихся 1-го класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (учащиеся МУЗ «Средняя общеобразовательная школа № 64». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, инди ...

Лицеи во Франции
Лицей представляет собой завершающее звено среднего образования и переходную степень к высшему образованию. В 15 лет начинается обучение в лицее (lycee). Оно разбивается на 3 класса: 2-й, 1-й и выпускной (terminale). Часть выпускников колледжа настраиваются на скорейшее обретение специальности и ид ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru