Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Новые экономические отношения требуют воспитания человека, владеющего высокой культурой общения, способного к установлению деловых контактов для личного и профессионального роста.
Такое качество как общение особенно необходимо учащимся сельских школ для установления новых отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми, для взаимного понимания и взаимной помощи, для самоопределения и саморазвития человека.
Взаимопонимание и культура общения между людьми, успешность и гуманистическая направленность межличностных отношений во многом обеспечиваются развитой коммуникативной компетентностью.
Обогащение коммуникативной компетентности у учащихся сельской школы является актуальной проблемой современной педагогики. Это в первую очередь связано с тем, что село, как правило, удалено от города, а значит и ограничено количеством культурных центров и замкнуто в определенной среде. Если в городе дети могут посещать театры, музеи, выставки, участвовать в фестивалях, то сельские школьники ограничиваются школьными праздниками.
Образование в сельской школе так же отличается от городской школы. Сельская школа обычно многомерна. Это средние и неполные классы. В школе очень часто не ведутся некоторые предметы, так как не хватает учителей, или учителям приходится вести несколько предметов. Что в свою очередь требует дополнительной подготовки, которую учителя не могут получить, и времени и поэтому сельские учителя часто не в силах заниматься с каждым учеником индивидуально и проводить классные мероприятия. В связи с этим, сельские дети бывают, замкнуты и недружелюбны, не могут наладить не только успешное общение с взрослыми, но и со своими сверстниками. А ведь они, как и все дети в общении стремятся к удовлетворению своих потребностей в понимании и признании. Следовательно, не взирая на объективные сложности, учителям сельских школ следует обращать внимание на развитие коммуникативной компетентности у учащихся.
Результаты теоретического анализа работ ученых и педагогов свидетельствуют о том, что в науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы обогащения коммуникативной компетентности у учащихся. Но практически мало исследований посвященных данной проблеме. Поэтому актуальность, практическая значимость и недостаточная ее разработанность обусловило выбор обозначенной проблемы.
Объект исследования: целостный педагогический процесс в сельской школе.
Предмет исследования: условия организации учебно-воспитательной работы направленные на обогащение коммуникативной компетентности у учащихся сельской школы.
Цель: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы.
Гипотеза: обогащение коммуникативной компетентности учащихся сельской школы обеспечивается следующими педагогическими условиями:
Внедрением в урочные занятия групповых форм, работ в парах смешанного состава.
Созданием разновозрастных временных научно исследовательских коллективов.
Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Теоретический анализ проблемы обогащения коммуникативной компетентности.
2. Определение содержания и понятия коммуникативной компетентности.
3. Отбор диагностических методик для выявления уровня коммуникативной компетентности.
4. Изучение уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся экспериментального и контрольного классов.
Методической базой исследования явились философские, педагогические и психологические концепции социализации. Теоретической основой стали работы отечественных учёных (Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Краевский В.В., Щедровицкий Г.П., Давыдов В.В., Шацкий С.Т., Зимняя И.А., Хуторской А.В., Гальперин П.Я., Якиманская И.С., Эрдниев П.М., Фрумин И.Д.) и зарубежного автора (Равен Дж.), проблемы воспитания в условиях сельской школы (Байбородова Л.В., Жильцов П.А., Иванова Л.А., Никольский С.А., Родоман Б.Б., Каганский В.Л.).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ философской, и психолого-педагогической литературы по избранной теме исследования; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы с использованием эмпирических методов (беседа, опрос анкетирование, диагностирование).
Базой исследования стала МОУ СОШ № 10 п. Светлогорск Туруханского района, Красноярского края. Исследованием охвачено 27 школьников. Анализ исследовательских данных проводился по одному экспериментальному классу (10 класс —15 человек) и контрольному 9-му классу (12 человек).
Исследование включало в себя три основных этапа:
Первый этап теоретический анализ проблемы обогащения коммуникативной компетентности у подростков в условиях сельского социума и констатирующий эксперимент, целью которого явилось:
а) изучение состояния исследуемой проблемы на практике;
б) определение степени активной адаптации учащегося в социум;
в) выявление причин, мешающих этой активной адаптации.
На основе результатов констатирующего эксперимента и анализа источников по развитию коммуникативной компетентности были разработаны уроки и внеурочные мероприятия.
На втором этапе исследования в процессе формирующего эксперимента была реализована разработанная программа уроков и мероприятий.
На третьем этапе, с целью определения влияния обогащения коммуникативной компетентности в экспериментальном и контрольном классах было проведёно итоговое тестирование, с последующим анализом результатов формирующего эксперимента, оформлены результаты исследования.
Практическое значение исследования определяется возможностью использования научно-методических рекомендаций разработанным урокам и внеурочным мероприятиям, существенной характеристикой которых является интеграция личностных качеств, индивидуального и социального опыта учащихся, разработанного и апробированного нами для обновления содержания учебно-воспитательной работы в сельской школе.
Новое в образовании:
Методы и приемы развития умений неподготовленной речи в малых группах
Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых речевых ситуациях. Все этапы речепроизводства, от внутренн ...
В. Осеева. Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - а мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - что же ты про ...
Средства презентации лексики
В методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с работой над лексикой, в частности способы раскрытия значений ЛЕ. Однако наблюдения за педагогическим процессом обучения ИЯ показал, что проблемы в формировании лексических навыков, необходимых для говорения все же существуют. В в ...