Сельский социум как среда формирования коммуникативной компетентности учащихся школы

Педагогика сегодня » Условия обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы » Сельский социум как среда формирования коммуникативной компетентности учащихся школы

Страница 1

Обратившись к анализу понятия «социум», можно констатировать, что нет однозначного его определения. Сельский социум имеет совокупный образовательный потенциал всех его субъектов: семьи, конкретной личности, сельского сообщества, его культурных и социальных учреждений, религиозных структур, средств массовой информации; общественных организаций, других институциональных и неинституциональных структур, народных, культурных, исторических традиций. Все они обладают определенным воспитательным потенциалом и реализуют свою функцию по отношению к конкретным социальным и возрастным группам населения, а также служат механизмом их интеграции в целостном воспитательно-образовательном пространстве (Схема. 1).

Схема. 1. Структурные компоненты сельского социума.

Именно эти компоненты предопределяют социальные нормы поведения, общения, характер социальных отношений, социальных ролей, социальные установки и ценностные ориентации сельского жителя, особенности формирования национального и социального характера человека, проживающего в селе, особенности сельского образа жизни, а также являются источниками интеллектуального, физического, нравственного, социального развития личности, особенностей ее неповторимого внутреннего мира.

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Жители села, несомненно, ограничены в возможностях социального роста, что приводит к образованию «комплекса городского превосходства». Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.

Люди, живущие в малых поселках, отдаленных от райцентра, как правило, живут замкнутой, автономной, взаимозависимой жизнью. Социальная и культурная роль местной школы здесь особенно велика. От работы школы в микросоциуме зависит состояние культурной жизни сельского поселения.

Входящие в состав Российской Федерации 89 регионов (территорий) отличаются географическими, социально-экономическими, территориально-расселенческими, демографическими, социальными, экологическими, историко-культурными, национальными особенностями, что не просто приводит к специфике деятельности сельских школ, но и предопределяет значительно большее (в сравнении с городской школой) разнообразие содержания, организационных форм и технологий воспитательно-образовательного процесса в сельском социуме.

70% территорий Российской Федерации относятся к Северу и Крайнему Северу. Это означает, что больше половины населения страны живет в суровых климатических условиях, где зима длится более 7 месяцев. Эти условия оказывают существенное влияние на развитие сельскохозяйственного производства, его специализацию, тип земледелия, образ жизни людей, традиции хозяйствования, виды трудовой и досуговой занятости населения. Подобная ситуация отражается и на деятельности сельской школы, ставя ее функционирование и развитие в прямую зависимость от климатических условий региона.

В современных условиях углубляющейся дифференциации российских регионов, возрастающей дифференциации общеобразовательных учреждений на смену унифицированному подходу к развитию сельской школы приходит регионально-дифференцированный подход, основанный на учете периферийной специфики сельских школ. Сельские общеобразовательные учреждения России по своим базовым характеристикам очень разные:

1) пригородные и расположенные в отдаленных населенных пунктах;

2) малочисленные и не уступающие по численности крупным городским школам;

3) расположенные в поселках городского типа с населением в несколько десятков тысяч человек и в отдаленных малонаселенных пунктах;

4) национальные и многонациональные;

5) начальные, основные, средние;

6) школы-новостройки и школы, имеющие богатую историю развития;

7) школы-комплексы и агрошколы, учебно-воспитательные комплексы и школы с группами продленного дня по месту жительства, школы с углубленным изучением отдельных предметов и школы полного дня, лицеи, гимназии, функционирующие в неповторимом социокультурном и производственном окружении.

Общий критерий, по которому все сельские школы условно можно объединить в одну группу, - их месторасположение. Вместе с тем каждая обладает набором характеристик, существенно отличающих ее от других, что предопределяет ее педагогические возможности, модель развития. Эти особенности базируются как на внутренних характеристиках работы школы (контингент, социальный состав обучающихся, виды образовательных программ, реализуемых школой; возрастной и профессиональный состав учителей, традиции школы и так далее), так и на внешних условиях ее деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или пере ...

Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когд ...

Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) в 50-60-е гг. ХХ в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru