В-третьих, образовательная услуга в сельской школе по сравнению с городской школой всегда будет стоить дороже в силу особенностей инфраструктуры сельских поселений. Решать проблему доступности качественного образования на селе можно и в условиях малочисленности школы за счет расширения образовательного пространства обучающегося. Это методологический (педагогический) подход, основанный на представлении о школе как субъекте со своим особенным потенциалом жизнеобеспечения и развития. Он характерен для нетрадиционной системы организации образования в условиях сельской местности.
Современная сельская школа России - значительное по масштабам звено системы образования, имеющее свою социальную, экономическую, педагогическую, культурологическую специфику, без учета и понимания которой невозможны никакие реформы. Вместе с тем есть основания утверждать, что и в теории, и в методике образования, и в управленческих решениях имеет место недооценка специфики сельской школы. Поэтому так важно преодолеть кризис знания в области видовой номенклатуры общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, учесть типологию сельских школ. На всех этапах развития советского образования сельская школа рассматривалась как некое абстрактное целое, лишенное внутренней и внешней дифференциации. Этот подход четко прослеживался в законодательных и нормативных актах, определяющих задачи сельской школы.
Под спецификой сельской школы мы понимаем особенности ее организационно-педагогической деятельности, обусловленные социально-экономическими и социокультурными условиями ее функционирования. Отнесем к ним следующие особенности:
а) организационно-педагогические структуры деятельности школы, модели организации образовательного процесса;
б) регионально-национальный и школьный компоненты учебного плана школы в контексте отбора содержания образования на основе ценностей социума;
в) педагогические технологии, организационные формы учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования с учетом наполняемости классов, социального и национального состава учащихся, их состояния здоровья, воспитательно-образовательного потенциала окружающей среды;
г) характер взаимодействия школы со средой ближайшего окружения;
д) конструирование модели подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду на основе производственного и сельскохозяйственного потенциала региона, его потребностей в трудовых ресурсах;
е) моделирование траекторий профессиональной ориентации, профильного обучения старшеклассников с учетом их интересов, а также родителей, потребностей региона в специалистах того или иного профиля.
Как показывают результаты исследований, местоположение сельского района существенно влияет на деятельность сельской школы. Прослеживается закономерность: чем ближе расположен район к областному центру, тем выше плотность и численность населения, а значит, крупнее и многочисленнее школы. Чем ближе район расположен к областному центру, тем больше возможностей для учащихся продолжить образование, тем выше трудозанятость населения, тем больше его подвижность. В отдаленных сельских районах большинства территорий значительно ниже плотность и численность населения, соответственно меньше его подвижность, среди общеобразовательных учреждений преобладают малочисленные школы, учащиеся имеют меньше возможностей продолжить образование.
Существенным фактором, во многом определяющим содержание образования и воспитания в сельской школе, является социальная и производственная инфраструктура сельского округа, его производственный, природный, культурный и человеческий потенциал.
Анализ педагогических возможностей школ, находящихся в поселках городского типа, (поселковых школ) показывает, что они располагают значительными педагогическими ресурсами для организации воспитательно-образовательного процесса. В этих образованиях функционируют, как правило, крупные средние (полные) школы с числом учащихся от 400 до 800 и более человек. Иногда в таких поселках одновременно действуют начальная и средняя (полная) школы, каждая из которых обучает определенный возрастной контингент учащихся. Микрорайон поселковых школ отличается компактностью проживания учащихся, сотрудничеством с учреждениями культуры, физкультуры и спорта, социальной защиты, дополнительного образования, медицинского и бытового обслуживания. Условия функционирования школ, где компактно проживает население, особенно благоприятны для продуктивной работы с родителями, создания целостной воспитательной среды, единого воспитательно-образовательного пространства.
В сельских поселениях школа одновременно выполняет роль образовательного и социально-культурного учреждения. На ее базе, как правило, функционируют различные образовательные, культурные, социальные, общественные структуры. Педагогические коллективы этих школ немногочисленны. В них в подавляющем большинстве трудятся местные жители. Правда, периодически возникают проблемы с кадрами, но они решаются либо за счет увеличения нагрузки какого-либо из учителей, либо за счет принятия на работу выпускников школы, обучающихся в вузах, либо за счет прибытия в школу молодого специалиста-контрактника, либо приглашаются учителя-совместители из райцентра. Серьезной проблемой для школ данного типа является отсутствие специалистов по ряду учебных предметов. Как правило, не хватает учителей иностранного языка, информатики, предметов естественнонаучного цикла, не говоря уже об учителях-специалистах неосновных предметов (музыка, ИЗО).
Новое в образовании:
Психология групп
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются ест ...
Сущность понятия «Семья»
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в «С ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие ...