Первую группу составили дети с положительным, устойчиво-продуктивным отношением к учебной деятельности. Ведущими мотивами положительного отношения к учению у школьников, вошедших в эту группу, являлись удовольствие от выполнения заданий, интерес к изучаемому, стремление получить одобрение взрослых. По клиническому статусу эта группа состояла из олигофренов, относящихся к несложному и заторможенному варианту дефекта.
Во второй группе оказались умственно отсталые школьники с неустойчиво-продуктивным отношением к учению. У них наблюдалось неровное усвоение знаний, неправильное выполнение заданий, требующих продолжительных усилий. В эту группу попали возбудимые олигофрены и умственно отсталые учащиеся с текущими заболеваниями.
Третья группа – дети с малопродуктивным отношением к учению. У них отмечались познавательная пассивность, отсутствие выраженной избирательной направленности в отношении к учебным заданиям и предметам. В эту группу вошли учащиеся со значительным снижением интеллекта, но без отклонений в эмоционально-волевой сфере.
В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности школьников: потребность в познании и самоутверждении. Различная структура дефекта у умственно отсталых способствует появлению специфических трудностей в удовлетворении этих потребностей, вследствие чего возникают и разные отношения к учению.
В связи с этим, формирование положительного отношения к учению у учащихся-олигофренов требует прежде всего знания педагогом индивидуальных особенностей каждой категории аномальных детей, а также учета всех тех факторов, которые были изложены выше.
В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований.
Учебная деятельность складывается у ребенка не сразу. Специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полноценное существование возможно только совместно с другими детьми .
Учебная деятельность имеет определенную структуру:
1) мотивы учения;
2) учебные задания;
3) учебные действия;
4) контроль;
5) оценка.
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Иначе возникают школьные трудности.
Особенности личности школьника-олигофрена обусловлены узким уровнем интеллекта, отклонениями в строении и мотивации деятельности, своеобразием развития психических процессов.
В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности в осознании и самоутверждении. Структура дефекта умственно отсталых учащихся способствует появлению специфических трудностей в их удовлетворении, вследствие чего возникают разные отношения к учению.
Таким образом, учение есть мощное средство коррекции основного дефекта умственно отсталого школьника – недоразвития познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом. Особенно велика роль учебной деятельности в переходе ученика вспомогательной школы от практических, предметных действий к умственным, требующим более высокого уровня мышления и речи (в частности, внутренней речи и отвлеченного мышления). На основе овладения знаниями формируется мировоззрение ребенка. В процессе учебной деятельности и в результате ее складываются отношения к труду, к обществу, к людям и к себе, к действительности в целом. В связи с формирующимся мировоззрением в процессе учебной деятельности у ребенка воспитывается целенаправленность, составляющая основу развития личности.
Новое в образовании:
Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты
развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...
Организация режима дня в условиях домашнего воспитания
Возрастные особенности психического развития детей 3–4 лет. В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо ...
Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же ...