Структура биологических знаний

Страница 1

Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин "биология" впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г.Р. Тревиранусом .

Биология – наука о жизни, ее формах и закономерностях развития.

Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).

Биология XX века характеризуется определенными тенденциями в познании явлений жизни — это, во-первых, изучение живых объектов на различных уровнях организации: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном. Во-вторых, стремление к изучению живой природы в целом, на всех уровнях ее организации (эволюция, систематика). Учение В.И. Вернадского о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере) показывает масштабы деятельности человека и предупреждает об опасности бездумного отношения к природе (биосфере).

Стремление человека к познанию окружающего мира выражается в различных формах, способах и направлениях исследовательской деятельности. Каждая из основных частей объективного мира – природа, общество и человек – изучается своими отдельными науками. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Термин "естествознание" происходит от соединения двух слов: "естество", что означает природа, и "знание", т.е. знание о природе.

Существуют два широко распространенных представления о предмете естествознания:

естествознание – это наука о Природе как единой целостности;

естествознание – совокупность наук о Природе, рассматриваемой как целое.

В современной науке биология определяется как совокупность наук о живой природе, о многообразии существовавших и существующих живых организмов, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и неживой природой.

Также биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах – это обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.

В настоящее время различают несколько структурно-функциональных уровней организации и изучения жизненных явлений:

- молекулярный – исследуется роль биологически важных молекул в жизнедеятельности организмов;

- клеточный – предусматривает изучение структурной организации клетки;

- организменный – изучает процессы и явления, происходящие в особи (организме);

- популяционно-видовой – изучение состава и динамики популяции;

- экосистемный – изучает взаимоотношения организма и среды .

В массовой школе изучаются отдельные естественные науки — физика, химия, биология, география, астрономия.

Структуру биологии как науки можно рассматривать с точки зрения объектов, свойств, уровней организации живого, основных этапов и биологических парадигм.

По объектам исследования биологию подразделяют на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.

По свойствам и проявлениям живого существует следующая классификация биологических дисциплин: эмбриология – наука, изучающая зародышевое (эмбриональное) развитие организмов; физиология – наука о функционировании организмов; морфология – наука о строении живых организмов; молекулярная биология – наука об образе жизни сообществ растительного и животного мира, их взаимосвязях с окружающей средой; генетика – наука о наследственности и изменчивости.

По уровню организации живых организмов выделяют: анатомию – науку о макроскопическом строении животных и человека; гистологию – науку о строении тканей; цитологию – науку о строении живых клеток.

Отдельно выделяют науки о развитии живой материи:

- биологию развития – изучает закономерности индивидуального развития организмов;

- эволюционную теорию – комплекс знаний об историческом развитии живой природы;

- палеонтологию – изучает историю жизни по остаткам живых организмов;

- экологию – изучает образ жизни растений и животных в их взаимосвязи с условиями окружающей среды.

Структурные уровни организации жизни чрезвычайно многообразны, но при этом основными являются молекулярный, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический и биосферный.

Естественно, такая классификация биологических наук в значительной степени условна и не дает представления обо всем многообразии биологических дисциплин.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Роль литературных произведений на занятиях технологии
В концепции государственной политики в области образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании. В настоящее время перед общеобразовательной школой ст ...

Анализ существующих методик преподавания курса информатики в начальной школе
Современный период развития цивилизационного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногo производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, о ...

Экономическая оценка и расчет затрат на разработку проекта
Целью этого раздела является расчет затрат на разработку методического пособия. Важным значением для обоснования целесообразности проведения работ по разработке проекта внеаудиторной творческой деятельности учащихся является экономическая оценка и расчет затрат на разработку проекта. Дипломная рабо ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru