В истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации.
Сложившееся в средней школе распределение учебных материалов по курсам биологии и последовательное расположение их в этом предмете (от изучения растений к изучению животных, затем человека, общебиологических процессов и явлений живой природы) в методике обучения биологии считается педагогически целесообразной структурой общего биологического образования школьников.
Установленная система курсов на протяжении многих лет сохранялась в указанной выше последовательности при установившейся единой структуре содержания предмета по годам его изучения:
- растения, бактерии, грибы, лишайники – 6 и первая половина 7 класса (115 ч);
- животные – конец 7 и весь 8 класс (91 ч);
- человек и его здоровье – 9 класс (68 ч);
- общая биология – 10 – 11 классы (94 ч).
Такая структура предмета "Биология" была определена в 1965 г. В это же время школа получила новую программу, созданную авторским коллективом под руководством Ю.И. Полянского.
Однако в настоящее время в разных авторских программах эта структура предмета биологии представлена иначе. В одних программах (авторские коллективы под руководством И.Н. Пономаревой, В.В. Пасечника и А.И. Никишова) сохранена та же последовательность учебных курсов, но изменены сроки их изучения. Все учебные курсы по программам основной школы изучаются в течение лишь одного учебного года (68 ч):
- растения, бактерии, грибы и лишайники (6 кл.);
- животные (7 кл.);
- человек (8 кл.);
- общебиологические закономерности и явления (соответственно курсы "Основы общей биологии" и "Введение в общую биологию и экологию") (9 кл.).
В других авторских программах (авторский коллектив под руководством В.И. Сивоглазова) основной уровень биологического образования также завешается в 9 классе изучением общебиологического материала (курс "Биология. Общие закономерности"). Но в 6 классе изучается курс "Живой организм" с привлечением одновременно материалов о растениях, животных и микроорганизмах, в 7 классе – "Многообразие организмов", в 8 классе, как и в других программах, - "Человек".
Имеются и другие варианты структуры содержания биологического образования в виде интегрированных курсов для естествознания 5 – 7 классов и биологии для 8 – 10 классов (авторский коллектив под руководством А.Г. Хрипковой и А.Н. Мягковой); в виде построения курсов по областям биологической науки (авторский коллектив под руководством М.Б. Беркинблита):
- "Введение в биологию" (6 кл.);
- "Флора" (7 кл.);
- "Зоология" (8 кл.);
- "Общая биология" в 2 частях (10 кл.).
Для вспомогательной школы характерна следующая структура:
Природоведение.
6 класс – "Неживая природа" (72 ч):
- понятие о неживой природе (7 ч);
- вода (17 ч);
- воздух (12 ч);
- полезные ископаемые (14 ч);
- металлы (4 ч);
- почва (18 ч).
Биология.
7 класс – "Растения и грибы" (72 ч):
- введение (1ч);
- общие сведения о растениях (4ч);
- строение и жизнедеятельность цветочных растений (20 ч);
- дикорастущие растения (15 ч);
- культурные растения (32 ч).
8 класс – "Животные" (72 ч):
- общие сведения о животном мире (5 ч);
- беспозвоночные животные (15 ч);
- позвоночные животные (52 ч).
9 класс – "Человек" (72 ч):
- введение (2 ч);
- общее знакомство с организмом человека (4 ч);
- опора тела и движение (16 ч);
- кровь и кровообращение (8 ч);
- дыхание (7 ч);
- питание и пищеварение (10 ч);
- обмен веществ и энергии (2 ч);
- выделение (2 ч);
- кожа (5 ч);
- нервная система (6 ч);
- органы чувств (7 ч);
- индивидуальное развитие организма (3 ч).
10 класс – "Природа и человек" (36 ч):
- введение (2 ч);
- природные богатства (4 ч);
- природные сообщества (экологические системы) (8 ч);
- круговорот веществ в природе (4 ч);
- природа Беларуси (4 ч);
- экология –наука о доме (4 ч);
- экология человека (6 ч);
- "Природе нужна твоя помощь" (4 ч) .
Роль естествознания в жизни человека трудно переоценить. Оно является основой всех видов жизнеобеспечения — физиологического, технического, энергетического. Кроме того, естествознание служит теоретической основой промышленности и сельского хозяйства, всех технологий, различных видов производства. Тем самым оно выступает важнейшим элементом культуры человечества, одним из существенных показателей уровня цивилизации.
Новое в образовании:
Изучение представлений у детей об эмоционально значимых сторонах жизни
школы
Детям предлагают придумать завершение рассказа: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?» А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна… «Что дальше сказал Петя?» Предлагается такая ситуация с веселым мальчиком, вернувшимся из школы. Ответы детей р ...
Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...
Принципы работы интерактивных досок. Телеконференции
Как правило, большинство так или иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиа-средств безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно ...