Значение биологии как науки об общих закономерностях возникновения и развития жизни очень велико. Знание биологии необходимо для выработки материалистического мировоззрения, взаимосвязей между живыми организмами и окружающей их неживой природой.
Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.). Только естественные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное внимание на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следует необходимость широкого распространения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так и на разных возрастных этапах. Так как основная задача обучения – это формирование стойких, логически взаимосвязанных рядов системных знаний, обладающих прочностью и подвижностью, то есть способностью к их применению, она особенно актуальна применительно к естествознанию. Уроки естествознания вооружают учащихся знаниями об основных элементах живой и неживой природы, формируют правильное понимание и отношение к природным явлениям, воспитывают бережное отношение к природе, прививают навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Естествознание дает возможность вовлекать учащихся в природоохранную работу, что способствует формированию экологической культуры, необходимой в процессе социальной адаптации в общество выпускников школы. Воспитанникам вспомогательной школы в большей степени необходимо изучение естествознания, особенно разделов "Растения" и "Животные", так как многие из них после выпуска идут работать в сельскохозяйственную промышленность, где эти знания необходимы. Также необходимо изучение раздела "Человек", материал которого направлен на воспитание бережного отношения к своему здоровью и пропаганду здорового образа жизни.
Роль естествознания в жизни человека трудно переоценить. Оно является основой всех видов жизнеобеспечения — физиологического, технического, энергетического. Кроме того, естествознание служит теоретической основой промышленности и сельского хозяйства, всех технологий, различных видов производства. Тем самым оно выступает важнейшим элементом культуры человечества, одним из существенных показателей уровня цивилизации.
Но как показывают результаты проверки качества усвоения школьниками знаний о животных, учащиеся проявляют слабый интерес к биологии и, как следствие, недостаточно владеют определенным объемом биологических знаний, не умеют применять их в жизни и на практике.
Цель исследования: определить состояние знаний о животных у учащихся вспомогательной школы.
Объект исследования – биологические знания учащихся вспомогательной школы (старшие классы, I отделение).
Предмет исследования – особенности биологических знаний учащихся вспомогательной школы.
Гипотеза исследования: а) Во вспомогательной школе на уроках могут с успехом применяться разнообразные методы обучения естествознанию – от наглядных до практических.
б) Обязательным условием реализации методов обучения на уроках естествознания является использование следующих принципов:
- доступности;
- системности, систематичности;
- связь теории с практикой;
- непрерывности;
- взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов в формировании естествоведческих знаний.
Задачи исследования:
1.Определить состояние биологических знаний учащихся вспомогательной школы исходя из изученной литературы.
2. Изучить учащихся вспомогательной школы как объект и субъект исследования.
3.Выявить особенности биологических знаний учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования: в соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме;
- эксперимент.
База исследования. Исследования проводились на базе вспомогательной школы-интерната № 10, что находиться по адресу город Минск, ул. Кабушкина, 90;
В исследовании принимали участие:
Первый эксперимент – 10 детей 8 класса в возрасте 15 – 17 лет.
Второй эксперимент – 5 детей 8 класса в возрасте 15 – 17 лет.
Третий и четвертый – по 7 детей 8 класса в возрасте 15 – 17 лет.
Новое в образовании:
Задачи дидактики на современном этапе
Существуют большие потенциальные "возможности развития и воспитания учащихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Одна из важнейших проблем теории обучения состоит в том, чтобы раскрыть пути и методы реализации этих возможностей. Воспитывающее влияние обучения на формирование нр ...
Паспорт проекта “Музей и школа” в 4 классе
Паспорт проекта “Музей и школа” Название проекта: «Музей и школа». Руководитель проекта: Бурмакин Глеб Сергеевич, студент 4 курса ИППС СФУ. Работа, в рамках которой проводится проект: Внеклассная работа. Смежные предметы: история, информатика. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10 лет. ...
Методы обучения говорению в малых группах
В современной методике используется большое количество методов обучения говорению на иностранном языке: прямой метод (экстремальное и умеренное направление), переводной, смешанный, аудиовизуальный, аудиолингвальный (неопрямизм), сознательно-практический, активный, суггестивный, сопоставительный, ко ...