Исходя из вышеперечисленных данных можно сделать вывод, что состояние биологических знаний учащихся вспомогательной школы ниже среднего.
Если сразу после изучения материала по теме "Птицы" у школьников остается 42% усвоенных знаний, то по истечении нескольких месяцев остается всего 24%.
По данным исследованиям видно, что учащиеся в основном усваивают тот материал, с которым сталкиваются в жизни, который подкреплен наглядно и практически.
Если рассмотреть варианты ответов школьников в ходе первого и второго эксперимента, то можно выявить следующие особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной школы:
- у школьников бедные представления о внутреннем строении животных.
Например, при перечислении органов пищеварения все дети опираются на органы, поддающиеся чувственному восприятию:
рот, так как он является внешним органом пищеварения, учащиеся его видят;
желудок, учащиеся знают, где он находится, так как у этой категории детей выражено чувство необходимости в удовлетворении своих потребностей (в данном случае в еде).
- отмечаются сложности в выделении существенных признаков животных.
Например, при перечислении отличительных признаков птиц школьники зачастую называют несущественные: есть ноги, едят, ходят, большие, маленькие и другие.
- наблюдается недостаточность осмысления и усвоения биологической терминологии.
Например, крылья – это отличительный признак птиц от других позвоночных животных. Но когда дети называют их "руки", тогда признак теряет свою значимость, так как этим словом можно назвать и лапы.
- отмечаются затруднения в процессе перечисления птиц по признаку "Место обитания".
Например, вместо предполагаемого ответа, большинство детей начинали перечислять всех птиц, которых они знают: ласточка, воробей, орел и так далее.
- выявлены трудности в овладении приемами обобщения, классификации, сравнения, анализа и синтеза.
Например, при назывании отличий между сердцем птиц и пресмыкающихся, дети обращались к поочередному описанию этих объектов. При этом не называя существенных отличительных признаков.
По данным третьего и четвертого исследования выявлено, что ученики испытывают затруднения в выделении причинно-следственных связей, существующих в природе: подменяют причины следствием и случайными ассоциациями, однозначное раскрытие многозначных связей, ответы описания, ответы-тавтологии.
Например, на вопрос "Почему у грызунов резцы всегда одного размера?" они отвечают: "Потому что они грызут" или "Удобно есть мясо".
На вопрос "Почему волки живут стаями?" отвечают: "Добывают добычу" или "Потому что все бегают".
На вопрос "Почему у млекопитающих температура тела постоянная?" отвечают "Они находятся в холоде" или "Хладнокровные".
На вопрос "Почему хищных животных относят к млекопитающим?" отвечают "Питаются пищей" или "Они млекопитающие".
На вопрос "Почему ежей (сов) нужно охранять?" отвечают "Что б не съели".
Таким образом, состояние биологических знаний учащихся находится на уровне ниже среднего.
Новое в образовании:
Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...
Методические элементы введения
комбинаторики
Предлагаемый материал рекомендуется изучать в конце VII класса, исходя из тех соображений, что к этому времени у школьников еще свежи арифметические знания, сохранилась память о предметных действиях, но уже стало очевидным влияние алгебраических и геометрических знаний, т.е. наблюдается стремление ...
Логопедическая работа по развитию лексики дошкольников с общим недоразвитием
речи
Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятель ...