Цель исследования – изучить и раскрыть роль предметно практической деятельности как средства трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – трудовое воспитание глухих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – предметно – практическая деятельность глухих детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - мы считаем что комплекс упражнений которые мы предлагаем будет положительно влиять на предметно – практическую деятельность как средство трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Определить уровень развития перцептивных действий моделирующего типа глухих детей младшего школьного возраста.
2. Изучить уровень понятийного мышления глухих детей младшего школьного возраста.
3. Выявить умение внимательно слушать и точно выполнять указания сурдопедагога глухими детьми младшего школьного возраста.
4. Раскрыть умение глухих детей младшего школьного возраста ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его.
5. Выявить различие в вышеуказанных психологических особенностях, в двух группах глухих детей младшего школьного возраста, одна группа (экспериментальная), в которой проводились предложенные занятия, другая (контрольная) предложенные занятия не проводились.
6. Статистически подтвердить выявленные различия.
В сурдопедагогики используют преимущественно эмпирические методы. Нами проведен естественный эксперимент, прошедший в обычных условиях обучения, но со специальной его организацией.
В исследование принимали участие 20 глухих детей младшего школьного возраста школы - интерната № 10 для детей с нарушениями слуха, обучающихся по программе первого класса школы глухих.
На основе данных, полученных специалистами, на заседаниях ПМПк и по результатам обучения в подготовительном классе школы - интерната № 10 для детей с нарушениями слуха, 20 глухих детей младшего школьного возраста (обучающихся по программе первого класса школы глухих) были разбиты на две группы – контрольную и экспериментальную. С этой целью сначала были выделены пары с близкими показателями, а затем из каждой пары случайно был выбран испытуемый для экспериментальной группы. Второй член пары был отнесен к контрольной группе.
После этого в течение месяца один раз в неделю с экспериментальной группой детей проводились предложенные нами коррекционные занятия по трудовому воспитанию с использованием предметно практической деятельности в организованном для эксперимента кружке, в контрольной группе детей данные занятия не проводились.
В заключение проведена диагностика контрольной и экспериментальной групп по предложенным нами методикам.
Во избежание утомления детей диагностика детей проводилась течение двух учебных дней. Первый день – по методике "Перцептивное моделирование" и методике диагностики понятийного мышления, второй день – по методике "Графический диктант" и методике "Домик".
В исследовании применялись следующие методы и методики:
1. Методика "Перцептивное моделирование".
2. Методика диагностики понятийного мышления.
3. Методика " Графический диктант".
4. Методика "Домик".
5. Методы математической обработки данных: t – критерий Стьюдента.
Опишем применяемые методики более подробно.
Методика "Перцептивное моделирование".
Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие "конструирования" фигуры определенной формы из заданных элементов. Наглядный материал см. в приложении 2. Методика "Перцептивное моделирование".
Инструкция
Перед началом работы сурдопедагог совместно с ребенком выполняет вводные задания. Педагог говорит: "Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком".
Педагог просматривает сделанные ребенком пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.
Новое в образовании:
Особенности школьного туризма
В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. У школьников и у учителей отн ...
Актуализация лексических навыков в диалогической речи
В комплексе задач, которые определены программой для второго года обучения учащихся устной речи, школьники учатся обмениваться репликами в процессе беседы и строить свои высказывание. При этом важно, чтобы они использовали в речи лексический материал, усвоенный ими за весь период 6 класса. Поэтому ...
Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями
речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...