В течение месяца один раз в неделю в школе интернате № 10 для детей с нарушениями слуха, в экспериментальной группе глухих детей младшего школьного возраста (обучающихся по программе первого класса школы – глухих) проходили коррекционные занятия по трудовому воспитанию с использованием предметно практической деятельности, в специально организованном для этого кружке. Занятия в кружке программой жестко не регламентированы, поэтому в ряде случаев было небольшое опережение программных требований учебной деятельности.
См. приложение 3. Занятия в кружке по трудовому воспитанию с использованием предметно – практической деятельности.
При проведении кружковой работы по трудовому воспитанию с использованием предметно практической – деятельности внимание уделялось развитию перцептивных действий моделирующего типа, развитию понятийного мышления. Положительно оценивалось умение детей внимательно слушать и точно выполнять указания преподавателя, умения ребёнка ориентироваться в своей работе на образец. Осуществлялось формирование познавательных и мотивационных аспектов, потребность в реализации трудовой деятельности младших школьников.
На занятиях кружка учащиеся получали четкое представление о трех основных компонентах трудовой деятельности (при этом уделялось внимание создания положительной мотивации): предмете, являющемся целью деятельности, и плане, позволяющем видеть всю работу в комплексе (ориентировочный компонент); самой деятельности (исполнительный компонент), текущем контроле за выполнением работы и итоговой проверке с оценкой работы (контрольно – оценочный компонент). Уровень сформированности регулирующих компонентов деятельности (планирование, самоконтроль, оценка) во многом определяет успешность подготовки глухих младших школьников к полноценной трудовой деятельности.
Для формирования умения планировать процесс своей деятельности целиком использовались карточки, в которых последовательность работы предоставлена в обобщенной форме:
1. Характеристика изделия в целом.
2. Части изделия, их соединение.
3. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
4. Последовательность операций по изготовлению изделия.
5. Оценка результатов труда.
На занятиях кружка широко использовались такие карточки. С их помощью учащиеся устанавливали правильную последовательность действий, использовали карты в качестве средств контроля.
При оценке работ находились похожие работы, работы с ошибками, работы с определенной ошибкой, незаконченные работы, выделялись две – три самые красивые (аккуратные) работы, с творческим дополнением, с вариативным исполнением и т. д. Все это развивает конструктивное мышление ребенка, дает в дальнейшем возможность использовать усвоенные образцы в различных ситуациях.
Чтобы обеспечить положительную мотивацию, учитывалось следующее:
- практическая значимость изготовляемого предмета (он мог использоваться в учебных целях, для игры, в качестве елочной игрушки, сувенира, подарка к празднику);
- эстетичность (большое значение придавалось качеству образца);
- соревновательность (лучшие образцы предлагалось представить на выставку);
- разнообразие и чередование видов деятельности, применение новых.
В кружковой работе использовались разнообразные виды деятельности: моделирование и конструирование из бумаги, лепка, рисование, аппликационные работы.
В целях активизации речевого общения педагогический процесс был организован таким образом, чтобы учащиеся по ходу деятельности задавали вопросы, предлагали другие варианты решения проблем, исправляли ошибки, оценивали работу друг друга. Заметим, что в условиях кружковой работы ребята чувствовали себя более непринужденно, свободно, чем на уроке.
Новое в образовании:
Краткая история гимназии №54 г. Челябинска
История гимназии восходит к 60-м годам 20-го века, когда 1 сентября 1957-го года была открыта средняя общеобразовательная школа №54 города Челябинска. В 1976 году для школы было построено новое здание. Одна из особенностей работы школы в этот период состояла в существовании двух профильных спортивн ...
Методика
работы над орфографическим правилом
Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ к ...
Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты
развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...