Известно, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей .
Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи.
Так как в нашей работе речь идет непосредственно о формировании лексико-грамматического строя речи, то и охватывать мы будем тот период развития речевой функции, который начинается с появления у ребенка первых слов до становления развернутой фразовой речи.
В нашей работе для изучения развития лексико-грамматического строя речи в норме мы будем опираться на исследованиях А.Н. Гвоздева, которые были отражены в работе «Вопросы изучения детской речи» (1961). В данной работе рассматриваются процессы формирования в речи ребенка разных видов предложений, грамматических категорий, усвоения фонетики родного языка .
Первые слова в норме появляются у ребенка к концу первого года жизни и являются тем материалом, на котором осуществляется переход от непроизвольного манипулирования речевыми звуками к целенаправленным движениям органов дыхания, голосоведения, артикулирования. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания, и обозначать предмет. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога, ребенок воспроизводит лишь общий звуковой облик слова. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики .
Этап первых словесных сочетаний совпадает с концом второго года жизни ребенка. Ребенок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Характерной чертой этого периода является то, что ребенок совершенно не способен использовать усвоенное им слово в двух-трех грамматических формах. Например форма сядь употребляется вместо форм сидит, сижу. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Флексийные элементы не воспринимаются детьми как смыслоразличительные. А.Н. Гвоздев назвал такие слова «аморфные слова-корни». Анализ материалов детских высказываний этого периода развития обнаруживает, что в воспринимаемом и воспроизводимом языковом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредотачивая внимание на общем смысле слова, заключенном в его лексической основе. Формальные (знаковые) средства языка остаются вне сферы его восприятия. Это явление имеет место и у детей других национальностей, начинающих усваивать родной язык. Флексии, несущие в себе формально-грамматические значения, в данном случае игнорируются ребенком. Период, в течение которого дети пользуются в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами-корнями и их комбинациями друг с другом, принято называть периодом предложений из аморфных слов-корней.
На определенном этапе развития дети начинают замечать технику связи слов в предложении. В их речи появляются первые случаи словоизменения. Этот период развития речи совпадает с возрастом 1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц. У ребенка появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Но не смотря на это многие предложения строятся аграмматично. Начинают разграничено употребляться следующие падежи: винительный с окончанием – у, именительный множественного числа с окончанием – ы, – и, иногда предложный с окончанием – е. Так же появляется повелительное наклонение второго лица, единственного числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время третьего лица, единственного числа. Часто дети опускают приставки. Прилагательные появляются с двух лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже единственного числа мужского и женского рода.
Этап специализации грамматического обозначения той или иной ситуации связан, как показали психофизиологические исследования, с процессами членения (анализа) и синтеза словесных раздражителей во второй сигнальной системе человека.
Новое в образовании:
Организация учебного процесса по ПФСС
Изучение дисциплины ПФСС имеет ряд особенностей, отливающих ее от других дисциплин учебного плана. Во-первых, учебные группы здесь формируются с учетом вида спорта и подготовленности, принятых в вуз. Это дает возможность избежать лишних затрат времени на начальное освоение основ вида спорта и созда ...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в
физическом развитии
Коррекционная работа – одно из важнейших направлений работы в дошкольном учреждении. Она включает в себя три основных составляющих: деятельность воспитателя в процессе проведения режимных моментов; специальные мероприятия, выполняемые руководителем физического воспитания и медицинскими работниками; ...
Изучение представлений у детей об эмоционально значимых сторонах жизни
школы
Детям предлагают придумать завершение рассказа: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?» А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна… «Что дальше сказал Петя?» Предлагается такая ситуация с веселым мальчиком, вернувшимся из школы. Ответы детей р ...