Статистический анализ результатов исследования показал, что наблюдаемые различия статистически достоверны при t = 2,73 (p ≤ 0,01).
Таким образом подтверждается альтернативная гипотеза . Различия между контрольной группой и экспериментальной группы по показаниям уровня умения ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, существенны.
Дети экспериментальной группы проявили более высокий уровень умения ориентироваться в своей работе на образец, им удалось более точно скопировать его. Это говорит о превосходстве детей экспериментальной группы над контрольной в развитии произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Что, несомненно, сыграет важную роль при выполнении заданий на уроках труда.
На основании проведенных расчетов можно утверждать что, в целом кружковая работа по трудовому воспитанию с использованием предметно практической деятельности расширила политехнический кругозор учащихся экспериментальной группы: дети узнали много нового о материалах, которыми пользовались, сравнили их свойства, способы обработки. На занятиях в кружке у детей экспериментальной группы формировались практические навыки, вырабатывались графические умения. Педагогическая работа, проведенная в кружке, заметно способствует овладению общетрудовыми умениями и навыками.
В результате работы над выпускной квалификационной работой сделаны следующие выводы:
Анализ литературных источников по изучению вопроса трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста показывает высокий уровень интенсификации процесса трудового воспитания, одновременно с увеличением качества трудового обучения при условии широкого использования предметно – практической деятельности.
Предложенные нами коррекционные занятия по трудовому воспитанию с опорой на предметно – практическую деятельность глухих детей младшего школьного возраста заметно повышают умения детей ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его; значительно повышается уровень произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и наблюдается развитие тонкой моторики руки. Развиваются умения внимательно слушать и точно выполнять указания преподавателя, это позволяет детям самостоятельно действовать по заданию учителя. Увеличивается комплекс элементарных понятий, представлений и логических действий глухих детей, также происходит развитие перцептивных действий моделирующего типа.
Предметно - практическая деятельность служит средством развития глухих детей, условием активизации их познавательной деятельности, источником первоначальных знаний (особенно житейских понятий), способствует создание речевой среды, создает условия активности и самостоятельности учащихся.
Глухой ребенок не может восприниматься как ребенок в норме, минус слух, глухой ребенок это своеобразие развития личности, обусловленное первичной причиной – потерей слуха. Психическое развитие такого ребенка во многом зависит от времени потери слуха, педагогических условий в которых находится ребенок, наличие или отсутствие сочетанных дефектов и др. Младший школьный возраст является важным этапом, в развитии глухого ребенка, и от того насколько эффективно мы организуем процесс трудового воспитания в младшем школьном возрасте, будет зависеть в целом все обучение и воспитание такого ребенка. Поэтому важно при составлении коррекционной программы направленной на социализацию таких детей в обществе использовать обходные пути, основанные на здоровые силы ребенка
Новое в образовании:
Методологические основы современных подходов к технологическому
образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя
Для характеристики исходных теоретико-методологических основ исследования мы обратились к философской, социально-политической и психолого-педагогической литературе, раскрывающей требования к учителю и его подготовке, в частности, технологической, закономерностям и принципам формирования творческой ...
Задачи психолого-педагогической диагностики
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации детей зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Психолого-педагогическая диагностика является комплексной системой, представляющей собой с одной стороны оценку и измерение индивидуально-психологических особенностей ли ...
Изучение новой внутренней позиции
Эксперимент проводится индивидуально в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос: 1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, при ...