Педагогические условия включают:
адекватность содержания клубной деятельности воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
адекватность содержания клубной деятельности воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;
сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;
оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников;
создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между ними и педагогами.
В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие – как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.
Приоритетными направлениями клубной деятельности по месту жительства являются:
помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;
привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;
индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.
По-настоящему творческий коллектив, действующий в стенах учреждения внешкольного образования и воспитания или Дворца культуры, – это тот же клуб по интересам. Например, участники танцевального ансамбля или драматической студии должны сами создать «летопись своего коллектива». А эта летопись и будет представлять всю программу его жизни: коллективный подбор репертуара, туристические походы, разработка традиционных праздников, шефство над детским садом, организация встреч с интересными людьми, конференций и диспутов в школах, где учатся члены коллектива. Таких форм работы можно ввести в программу коллектива множество. Организаторам каждой из них станет любой из участников, что будет способствовать жизненному утверждению и реализации программы.
Другим важнейшим условием жизнедеятельности клуба является так называемый общественный выход. Чем шире будет клуб, тем авторитетней объединение, престижнее участие в нем, а значит, и более неисчерпаемы формы его деятельности: вечера отдыха, музыкальные фестивали и концерты, праздники и спектакли для детей города, проведение в школах бесед и лекций. Проблема ориентации клуба «для себя» или «для других» остается по сей день одной из самых открытых. Практика доказывает, что превращение объединения в замкнутую группу влечет за собой сильное ослабление его воспитательных функций, а затем, в большинстве случаев, и прекращение его существования. Следует помнить, что деятельность любого клуба, сосредоточенная только на удовлетворении собственных интересов, превращает самое благое дело в разновидность потребительства.
Говоря о традиционных формах клубной деятельности, необходимо обратить внимание и на такую из них, как дискоклуб. К сожалению, на сегодняшний день дискотеки превратились в плохоорганизованный вид отдыха, представляют собой только танцы. Далеко не в каждом учреждении внешкольного образования и воспитания учитывается, что дискотека – многовариантная форма культурно-массовой работы, которая призвана средствами музыки способствовать эстетическому воспитанию юношей и девушек, повышать культуру молодежного досуга. Для эффективного решения этой задачи дискоклубы должны иметь определенные программы, составленные с учетом возраста, а также музыкальных склонностей, интересов и увлечений молодых людей. Программы дискоклубов предлагают тематическую направленность. Они могут быть посвящены различным праздничным датам, знаменательным событиям, творчеству известных деятелей искусства, современным направлением в музыке и моде и обязательно ориентированы на определенный возраст участников. Важнейшее условие эффективности программы – умелое сочетание отдыха с активными фазами, например, конкурс, интервью, короткая дискуссия, чтение стихов, выступление коллектива современного танца и беседа с его участниками, показ новых моделей одежды с беседой о моде. Правильная организация этих фаз повышает интерес к происходящему и создает особое настроение в аудитории.
Новое в образовании:
Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему. Интегрированное обучение: · способствует развитию научного стиля мышления учащихся; · даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода позн ...
Анализ программ математических кружков
Мною было рассмотрено 10 планов проведения кружковых занятий для 5-6 классов на одно полугодие. Математика в школе 6 выпуск 1971г: воспитать у детей желание и потребность заниматься математикой, возбуждать, поддерживать и развивать у учащихся интерес к математике. (пересечение и объединение множест ...
Принцип сознательности и активности
Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только зн ...