Наиболее полное раскрытие потенциала творческих детей составляет актуальную задачу современного образования. Психологические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена творчества, зависимость его развития от условий воспитания и обучения детей.
В педагогическом плане главное в творчестве – это осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения.
Как замечает В.В. Давыдов, «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы углубить его и расширить».
Содержание программ обучения для развития творчества должно быть основано на: 1) изучении основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач «открытого типа», т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.
Методы обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.
Важнейшим условием развития творческости является взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка. Усилия педагогов должны быть направлены на то, что бы продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий и оказать поддержку этим различиям и показать самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и её отличия от индивидуальности других людей. Необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались и которые не моли им предложить ни родители, ни учителя.
Также для развития творческости детей педагогам рекомендуется использовать технологию проблемного обучения. Суть – в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося.
В последние годы в психологии творчества сложилось представление о сложной, многоуровневой иерархии различных этапов процессов творчества, причем личностные и интеллектуальные свойства, уже давно ставшие предметом исследования, остаются им и поныне вследствие неоднозначного объяснения уже полученных результатов и вновь возникающих вопросов.
В многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие творчества основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.
Мы понимаем творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. В свою очередь, самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности для нас являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того чтобы развивать творчество, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием. В качестве основного принципа развития творческого потенциала мы видим
принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.
Для того чтобы развить творчество человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям. Принимая и поддерживая эмоциональные реакции и состояния человека, мы способствуем проявлению его творчества. Понимание взрослым основных эмоциональных реакций и состояний детей – основное условие развития творчества ребёнка.
Новое в образовании:
Методика и организация исследования
Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность обучения нынешних дошкольников в школе. Важно формировать некоторые приемы зрительного запоминания у детей дошкольного возраста в целях лучшей подготовки их к школьному обучению. Для того, чтобы улучшить память дошкольников, обучить их нео ...
Анализ и результаты эффективности комплексной программы по педагогическому
просвещению родителей
Завершил работу контрольный срез. Был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. В анкете приняли участие 45 родителей. Результаты повторного тестирования показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались ...
Орфографическая зоркость как
условие орфографического навыка
Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформирован ...