Рисунок 2.1 - Сравнительный анализ зрительной памяти дошкольников обеих групп
Из гистограммы видно, что в группе дошкольников с ОНР только 1 ребенок с высоким уровнем развития зрительной памяти. В то время, как в группе детей с нормой речевого развития нет детей с низким уровнем зрительно памяти. Это говорит о том, что у большинства детей с нормой речевого развития хорошо развита зрительная память, им проще мыслить образами. Так же во время проведения диагностики было замечено, что эти дошкольники пользуются логическими приемами запоминания.
Для проверки данных нами была использован метод математической статистики Метод χ2 ("хи-квадрат"). Этот статистический метод используется для обработки качественных данных. С его помощью можно проверить, существует ли достоверное различие между числом людей, справляющихся или нет с заданиями, например, теста, и числом этих же людей, получающих при обучении высокие или низкие оценки. Так как у нас есть две выборки и особенности овладения речью у них распределяется по трем уровнем, мы посчитали, что метод χ2 будет оптимальным методом математической статистики. Так как у нас идет сравнение двух выборок, мы использовали следующую формулу:
, где f i’, f i’’ - частоты двух сопоставляемых выборок.
f i’ - дошкольники с нормой речевого развития
f i’’ - дошкольники с ОНР.
Определим, значимо ли различие частот в этих двух группах. Вычисление χ 2 проводим по формуле сравнения эмпирических выборок:
Таблица 2.4 - Математическая обработка данных
f i’ |
f i’’ |
|
|
|
| |
Высокий уровень |
11 |
1 |
10 |
100 |
12 |
8,3 |
Средний уровень |
9 |
8 |
1 |
1 |
17 |
0,05 |
Низкий уровень |
8 |
11 |
-11 |
121 |
11 |
11 |
∑=19,3 х2=19,3 |
Полученная сумма сравнивалась с табличным значением и с учетом числа степеней свободы k, определяемого как уменьшенное на единицу количество сопоставляемых разрядов f i.
В результате обработки данных мы получили ∑=19,3, следовательно х2=19,3.
Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное, то существуют значительные различия между частотами в двух группах испытуемых. Что и следовало доказать.
Новое в образовании:
Основные идеи и задачи гражданского воспитания на примере знакомства с
родным городом
Основная идея гражданского воспитания на примере знакомства с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Егорьевска воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. В основу исследования легли следующ ...
Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...
Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей
Концепция высшего педагогического технологического образования, включающая переосмысление как содержательного компонента, так и его структурных частей, предполагает обновление методологических, психолого-педагогических и методических подходов к технологической подготовке, направленных на повышение ...