Накопление детьми знаний фиксируется на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Благодаря действиям замещения и создания воображаемой ситуации в сюжетно-ролевой игре ребенок усваивает все векторы человеческих взаимоотношений.
1) взрослый – ребенок;
2) взрослый – взрослый;
3) ребенок – взрослый;
4) ребенок – ребенок.
Именно в этом и состоит основное специфическое развивающее значение игры. Она способствует усвоению разнообразных знаний (знаний о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.), реализация их в практической деятельности. В игре развиваются многие психические процессы, формируются навыки произвольного управления поведением, многие качества личности (активность, организованность и т.д). Все это ведет к активной социализации ребенка.
Содержанием первых сюжетных игр детей является деятельность людей, с которыми он непосредственно встречается.
Переход к ролевому взаимодействию детей в игре осуществляется медленно. Крайне неравномерно, стихийно.
Экспериментально доказано, что переходу детей к совместной ролевой игре будут способствовать следующие условия:
1) совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в его наиболее специфическом виде – в виде ролевого диалога:
2) выделение в игре с помощью предметных опор (специфического игрового материала – такого, как белый халат для доктора, бескозырка для моряка, фартук для мамы и др.) не отдельных ролей, а целостной ситуации ролевого взаимодействия.
Для содержательной связи игровых ролей взрослый должен включить в сюжет персонажи, представляющие собой некоторое смысловое единство (мама – дочка, врач – пациент и т.п.) и определяющие взаимодействие участников игры. Такие персонажи (роли) могут быть условно названы взаимодополняющими. Они «задают» содержание взаимодействия участников игры, но не выделяют его специфическую форму – ролевой диалог. Выделение ролевого диалога требует создание игровой ситуации, смещающей акцент игры с предметных действий персонажа на их речевое общение. Например, можно использовать такую предметную опору коммуникации, как телефон.
Первоначальный ролевой диалог со взрослыми служит для ребенка образцом обозначения связки ролей, этот образец переносится ребенком и на взаимодействие с партнером сверстником. после того, как взрослый подсказал обозначение ролей и ролевой диалог, детям нужно предложение поиграть самостоятельно, исключив использование игрушечных персонажей (куклы, мишки и т.п.). Таким образом, дети не смогут вернуться к привычной форме совместной игры – обмену предметными действиями друг с другом – или к индивидуальной ролевой игре. Фиксированная форма ролевого поведения как действий, направленных на партнера – игрушку, затрудняет переориентацию ролевых действий ребенка на сверстника.
К пятому году жизни детей, когда роль становится центром их игры, возникает задача формирования таких форм поведения, которые бы позволяли ребенку использовать роль как средство совместно развертывания сюжета игры.
Новое в образовании:
Понятие и сущность народной педагогики
В этой главе моей работы речь пойдёт о таком понятии как народная педагогика. О русских культурных традициях и их роли в гражданском воспитания дошкольников. Но для начала, я считаю целесообразном – ввести такое в понятие как “народная педагогика”. Так что же такое народная педагогика? Недавно на о ...
Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки
уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности
будущего учителя
Осуществление контроля за эффективностью процесса формирования у будущих учителей компетенций и компетентностей потребовало определения его процедуры и уточнения таких понятий, как «критерий», «параметр» и «показатель», т. к. разные авторы используют их не одинаково. Составлена такая цепочка: крите ...
Методика распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных
одноцветных цифровых таблиц
Она позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно. Результат данной методики показал (табл. 3): Таблица 3 6 класс время в/сек за ...