Сегодня никто не отрицает, что рост влияния телевидения на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобретении к ценностным ориентациям взрослых. Это происходит благодаря использованию «эффекта присутствия» («действия») ребенка в воображаемой ситуации и идентификации с героем.
Телевидение зачастую использует утилитарную цель: повысить спрос на информацию как продукт деятельности ребенка. При этом упускаются из вида цели формирования личностных новообразований. Дети увлекаются конкретным сюжетом, а взрослым – педагог или родитель – не играют в процессе просмотра фильма или мультфильма никакой роли: не помогают развертыванию сюжета и удерживанию принятой роли, не объясняют сложные для детей понятия и т.п.
Психологические исследования подтвердили, что даже после просмотра мультфильмов о Томе и Джерри, дети становятся менее терпимыми, более агрессивными в общении с другими детьми. В результате подобных исследований было доказано: это происходит потому, что дети, идентифицируясь с персонажами, начинают признавать агрессию эффективным и вполне приемлемым средством разрешения конфликтов. Те же исследования показали, что подражание телегероям может иметь и положительный (хотя и кратковременный эффект), уменьшенная агрессивность дошкольников. Просмотр сериала про Мистера Роджерса способствовал тому, что дети стали проще относиться к неудачам, пунктуальнее соблюдать правила поведения на улице и среди сверстников, проще относиться к другим людям.
Из приведенных исследований был таков вывод: взрослые должны принимать активное участие в выборе подходящих телепрограмм для детей. И, по возможности, устраивать последующее обсуждение содержания и формы увиденного.
Что касается игры, то ее воспитательное значение во многом зависит от профессионального мастерства педагога от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Изучение детских игр позволяют выделить несколько этапов их становления у дошкольников; ознакомительная игра, сюжетно-ролевая игра, собственно ролевая игра.
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Существует несколько классификаций игр.
Так, Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр получила развитие в работах Н.К. Крупской.
П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
Новое в образовании:
Сущность
понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки мас ...
Развитие творческих способностей учащихся на
примере обучения декоративной резьбе по дереву
При резании древесины по наклонной линии против направления волокон срез получается нечистый, с заколами и задирами (рис. 1, А, Б). Срез поперек волокон или срез под прямым углом к направлению слоя древесины получается менее блестящим и гладким, чем в первом случае, но вполне пригодным для лицевой ...
Разновидности и характеристики диалогической
речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...