Формирование способов согласования замыслов в совместной сюжетно-ролевой игре может быть связано с такой организацией совместной деятельности, когда собственно «сюжетно-событийная» сторона отделена от предметно-игровых и ролевых действий и становится предметом осознания детей.
Овладение согласованным сюжетным действием происходит за счет осознания ребенком расхождений собственного замысла с замыслом партнера и предупреждения этих расхождений посредством планируемых действий. В качестве такой деятельности можно использовать совместную деятельность по преобразованию знакомого сюжета.
В качестве нормативной схемы, регулирующей деятельность детей по совместному построению сюжета, большое значение имеет использование литературного сюжета.
Литературное произведение сближает ребенка с его героем и активизирует процесс формирования таких чувств, как сопереживание, сочувствие, содействие. «Со» означает вместе, а это значит, что формируя эти качества личности, мы учим детей взаимодействию, основной черте взаимоотношений, и способствуем формированию нравственных мотивов поведения.
Содержание игр влияет на нравственное развитие и в первую очередь, на овладение этическими нормами (являясь своеобразным тренингом в усвоении этикета).
Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, в каждом литературном произведении и должна найти место в постановках детей. Любимые герои становятся образцами для подражания. Дети, перевоплощаясь в любимого героя, добровольно перенимают и присваивают свойственные ему черты. Поэтому разыгрывание роли детьми помогает формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, развивать желание подражать положительным персонажам.
В играх-драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.
Этот вид игр дает возможность охватить всех детей группы. Дети – зрители не являются пассивными созерцателями, уровень их активности достаточно высок. По мнению известного детского писателя С.В. Михалкова, хороший зритель, как хороший актер, полностью перевоплощается в героя. Так что, воспринимая сценическое действие, дети сопереживают героям, ищут пути решения сложных ситуаций, сочувствуют обиженным, а значит, учатся общению, взаимоотношениям, усваивая готовые модели поведения и различные ситуации которые могут им встретиться на жизненном пути.
Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, с помощью которого ребенок сможет разыгрывать сюжет. Взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становятся ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляют ее, уводят ребенка от простого манипулирования предметами. «Например: «А что это у тебя?», «Куда едет машина?», «Что будет дальше в игре?» и т.д.
Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумывать и показать сказку. Для этого ребенку дают набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может уместить на плоскости. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, взрослый сам начинает показывать придуманную сказку, а затем, прервав действие, просит ребенка продолжить его. Можно изменить задание: нарушить расположение игрушек и попросить ребенка «угадать», почему игрушки расположены на плоскости не так, как раньше. Для этого ребенок должен придумать оправдательный сюжет. Можно предложить ребенку самому придумывать и загадать такую загадку сверстнику.
Новое в образовании:
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей
дошкольного возраста
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенн ...
Организация учебного процесса по ПФСС
Изучение дисциплины ПФСС имеет ряд особенностей, отливающих ее от других дисциплин учебного плана. Во-первых, учебные группы здесь формируются с учетом вида спорта и подготовленности, принятых в вуз. Это дает возможность избежать лишних затрат времени на начальное освоение основ вида спорта и созда ...
Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического
образования молодежи
В последних исследованиях зарубежных специалистов в области профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также ведущих западных социологов, психологов, педагогов подчеркивается, что большинством молодых людей ХХI в. практически утеряна основная часть полезных семейных и бытовых навыков. ...