Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы.
Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.
Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. По словам Л.С. Выготского, «первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека». Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй (Дж. Родари), в рисовании и других видах творчества.
Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Практика показывает, что приемы диагностики уровня развития воображения детей (игра, рисунок и др.) одновременно выступают и материалом для его развития, поскольку нет однозначных возрастных нормативов и критериев оценки того продукта, который получается в результате творческой деятельности ребенка.
Процесс воображения носит глубоко личностный характер; его результат - формирование особой внутренней позиции (Е. Е. Кравцова), возникновение личностных новообразований. Анализ различного типа задач, предлагаемых детям на воображение, проведённый О. М. Дьяченко, позволил учёному выделить два способа действия при построении воображаемых образов - «опредмечивание» и «включение». В первом случае ребёнок в некоторой незавершённой фигуре усматривает определённый объект и в соответствии с этим дорисовывает её; во втором - заданную на рисунке фигуру он превращает во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость.
Однако, как показали исследования Л. А. Парамоновой, О. А. Христ, способ «опредмечивание» при определённых условиях также позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества. Следовательно, можно говорить о том, что формировать творчество ребёнка необходимо такими средствами, которые способствуют прежде всего развитию его воображения (В.В. Давыдов), а следовательно и развитию мышления, особенно образного (Л.С. Выготский), так как между этими психическими процессами существует внутренняя взаимосвязь (произвольность и свобода поведения).
Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих концепций психического развития ребенка. Так, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы со стороны их механизмов. Т.Рибо рассматривал воображение как установление новых ассоциаций. Механизм воображения по Т.Рибо составляют диссоциация - операция разделения рядов состояний сознания - и ассоциация - их объединение.
Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые сочетания - ассоциациях по сходству. Т.Рибо писал: "Ассоциация по сходству предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это деятельная форма. Поэтому она и есть главный источник материалов творческого воображения . ". Первые проявления воображения автор относил к возрасту около 3-х лет, подчеркивая, при этом, что воображение ребенка не богаче воображения взрослого, оно лишь по своему темпу опережает развитие мышления.
Новое в образовании:
Особенности формирования логической культуры младших школьников
Развитие логического мышления учащихся всегда выделялось и выделяется сегодня как одна из приоритетных задач, стоящих перед общеобразовательной школой. Прогрессивные педагоги и методисты разных поколений большое внимание уделяли необходимости развития логического мышления не только в начальной школ ...
Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии
Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить – и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях. Бумага рас ...
Организация урока немецкого языка в компьютерном классе
В данной главе будет приведен пример организации полноценного урока немецкого языка в компьютерном классе. Урок составлен с учетом требования того, что во время урока ученикам не рекомендуется работать за компьютером более 15 минут, однако эту практику необходимо гармонично вписать в содержание уро ...