Между умственным и речевым развитием ребенка существует тесная взаимосвязь, поэтому коррекционная работа должна оказывать комплексное воздействие на все психические процессы. Среди детей-логопатов нередко встречаются дети с низким уровнем всех видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной. В то время как школьное обучение требует достаточно высокого ее уровня для достижения определенных результатов.
Система развития памяти, разработанная И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия имеет сильную теоретическую основу. Она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов.
Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на соощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых - развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях (см. Приложение Г).
Игра 1. "Найди отличия"
Цели:
автоматизировать звук [л] в словах;
развивать зрительное восприятие, зрительную память;
развивать мелкую моторику;
формировать навыки самооценки.
Игра 2. "Непослушный щенок"
Цели:
автоматизировать шипящие звуки в словах;
развивать зрительное восприятие и зрительную память;
учить ориентироваться на листе бумаги;
развивать мелкую моторику;
формировать навыки самооценки;
обучать составлению рассказа.
Игра 3. "Тактильные ощущения"
Цели:
автоматизировать шипящие и свистящие звуки;
развивать зрительное восприятие и зрительную память;
учить запоминать при помощи "тактильных" представлений;
развивать мелкую моторику;
формировать навыки самооценки.
Игра 4. "Фотография"
Цели:
автоматизировать шипящие звуки в речи;
развивать зрительное восприятие методом "фотографии";
развивать мелкую моторику.
Игра 5. "Фотография фигур"
Цели:
автоматизировать [р’] в речи;
развивать зрительное восприятие методом "фотографии";
развивать мелкую моторику;
формировать навык самооценки.
Игра 6. "Кто в домике живет?"
Цели:
автоматизировать сонорные звуки;
развивать зрительное восприятие и зрительную память;
учить запоминать изображения при помощи систематичного расположения.
Игра 7. "Я вижу и слышу"
Цели:
автоматизировать определенные звуки (каждому ребенку предлагаются картинки в соответствии с нарушением звукопроизношения);
учить запоминать значки-символы при помощи "оживления" и "озвучивания";
развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение;
обогащать лексический запас.
Игра 8. "Я вижу и чувствую"
Цели:
учить запоминать при помощи "оживления", "озвучивания", представляя, какой запах может исходить от предмета;
Новое в образовании:
Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е.
Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...
Роль туризма в экологическом воспитании школьников
Руководители школьных экологических кружков (педагоги дополнительною образования) обычно работают по типовым, индивидуальным и учебно-творческим программам. В туристической обучающей деятельности можно выделить ее основные виды: – ориентирование; – туристское многоборье, – техника туризма Также, ор ...
Теоретическое обоснование формирования лексико-грамматического строя речи у
детей татарской национальности
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую ...