Ученые, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Для моей работы представляют интерес следующие виды внутренней мотивации:
1) лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучающегося к познаванию языковых явлений;
2) инструментальная мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося;
3) коммуникативная, определяющаяся на основе потребностей в общении.
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Лингво-познавательная мотивация заключается в положительном отношении учащихся к самому процессу изучения иностранного языка. Ее можно сформировать опосредованно, т.е. через коммуникативную мотивацию, или непосредственно, путем стимулирования поисковой деятельности учащихся с языковым материалом. Этот вид мотивации может быть связан с характером будущей профессиональной деятельностью ученика, когда виден практический выход знания иностранного языка.
Инструментальная вытекает из положительного отношения учащихся к определенным видам работы, связанными с различными стилями обучения и каналами поступления информации: визуальный, аудитивный, связанный с моторикой.
Коммуникативная, так как коммуникативность – главная потребность всех изучающих иностранный язык, независимо от возраста. Однако этот вид труднее всего сохранить, так как иностранный язык не выдерживает конкуренции с родным языком как средством общения, а все ситуации общения, который создаются учителем на уроке, носят искусственный характер. Для стимулирования коммуникативной мотивации урока учитель должен обеспечить:
1) участие всех обучаемых во всех мероприятиях урока, темы и задания
должны занимать учащихся физически, эмоционально, умственно и должны обеспечивать их речевое взаимодействие;
2) взаимосвязанность процедуры каждого конкретного урока с предыдущими и последующими (межтематическая и межпредметная связь);
3) использование адекватных возрастным интересам и языковому уровню учебных материалов, которые затрагивали бы учащихся эмоционально и индивидуально. Интересный текст сам по себе без дополнительной тренировки способствует запоминанию примерно четверти содержащегося в нем учебного материала, так как это вызывает большую активность;
4) разнообразные формы взаимодействия учащихся, основанный на партнерстве и сотрудничестве: нестандартные формы урока; адекватное использование парных, групповых и коллективных форм работы; создание учебно-речевых ситуаций, стимулирующих общение средствами иностранного языка;
5) использование личностного компонента (personification): материал усваивается лучше, если он приобретает для учащихся жизненный смысл, когда они «проживают» его. Иногда незначительные детали личностного свойства способны «зажечь на уроке коммуникативный свет».
Поскольку специфика среднего этапа обучения иностранному языку определяется «целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность)», то на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков.
Рассмотрим мотивацию в свете обращения к проблеме языка как части иноязычной культуры. Это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучающихся с новой для них действительностью. «Такой подход к обучению иностранному языку во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения». При этом основной задачей является «изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих особенности культуры народа - носителя языка и среды его существования». Базой для этого может стать лингвострановедение, прочно вошедшее в практику преподавания иностранного языка, благодаря исследованиям Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова. Именно выход на уровень возможного расширения страноведческого материала может позволить логично и эффективно решить задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и естественно усилению мотивационного аспекта обучения иностранному языку.
Новое в образовании:
Содержание работы по воспитанию гражданственности на примере города
Егорьевска
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою ма ...
Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т.е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для пон ...
Примерные театральные игры, используемые в работе с детьми раннего возраста
Этюд «Наши уточки с утра» (для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка. Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных пт ...