Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Страница 1

В структуре каждой профессиональной компетенции учителя мы выделили четыре компонента: информационную основу (теорию); ориентировочную основу (знание о том, из чего исходить и что, как и когда делать); исполнительную основу (отработку непосредственного выполнения действия); контролирующую основу.

Процесс освоения профессиональных компетенций происходит в несколько последовательных этапов:

1 этап – рецептивный (восприятие). На этом этапе происходит получение студентами знаний из педагогической и технологической теории и техники. Задачами данного этапа являются, во-первых, переработка, информации об объекте и действиях с объектом (понятия, термины, закономерности, принципы, методы); во-вторых, формирование доминирующей мотивации (т. е. понимание того, что делать). На данном этапе применяются такие формы организации профессиональной подготовки, как лекция, а также самостоятельная индивидуальная работа студентов с научно-педагогической и технической литературой. Содержание деятельности будущих учителей составляет восприятие учебной информации, обдумывание ее, составление конспектов, планов, тезисов.

2 этап – репродуктивный (воспроизведение). Этот этап предполагает отработку знаний технологической теории. Задачи этого этапа: во-первых, отработка знаний об объекте и действиях с объектом (отработка: понятий, (меж-) внутрипонятийных связей, знаний, методических приемов, учебного материала); во-вторых, создание установочной и пусковой афферентации (т. е. понимания того, как и когда делать). Здесь наиболее эффективны семинарско-практические занятия и организация индивидуальной самостоятельной работы студентов по специально подобранным заданиям. Содержание деятельности на этом этапе включает воспроизведение воспринятой информации в устной и письменной формах, приложение теории к практике, наблюдение за образцом выполнения отдельного действия и выполнение действия по образцу.

3 этап – акцептивный (создание идеального образа действия). Здесь осуществляется отработка способа профессионального действия. На данном этапе решаются следующие задачи: во-первых, непосредственное выполнение действия в лабораторных условиях; во-вторых, формирование блока памяти профессионального технологического действия. В качестве основной организационной формы подготовки применяется лабораторно-практическое занятие в аудиторных условиях. Содержание деятельности студентов на этом этапе предполагает решение специально поставленных практических задач, использование знаний в разных ситуациях и комбинациях.

4 этап – аппликативный (наложение и применение). На этом этапе происходит отработка действия в составе профессиональной технологической деятельности. Задачами этого этапа являются: во-первых, наблюдение действия в составе профессиональной деятельности; во-вторых, сопоставление информации о действии, извлеченной из наблюдаемой деятельности, с идеальным образом действия (наложение); в-третьих, применение идеального образа действия при самостоятельном моделировании деятельности. Содержанием деятельности данного этапа служит наблюдение и анализ реальной технологической работы – готовой модели деятельности, в состав которой входит отрабатываемое действие.

5 этап – продуктивный (получение результата). Продолжается отработка действия в составе профессиональной компетенции. В качестве задач этапа выступают: во-первых, включение в реальную трудовую технологическую деятельность в обучении; во-вторых, оценка и корректировка результатов реального действия в составе деятельности. Ведущей организационной формой этапа является педагогическая практика в школе и технологические практики. Содержанием деятельности студентов на этом этапе становится реальное участие в организации и осуществлении трудового и технологического процесса.

6 этап – творческий (совершенствование действия в составе технологической деятельности и совершенствование самой деятельности). Начинается формирование индивидуального стиля профессиональной технологической деятельности будущего учителя. Задача этапа в применении технологических знаний в нестандартных педагогических ситуациях. Форма организации подготовки студентов на данном этапе – педагогическая и учебная технологическая практики. Содержание деятельности включает поиск нестандартных решений в достижении целей конкретных видов технологической деятельности [300].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Межпредметные связи как социально-педагогическая проблема
Разговор о межпредметных связях начался с того времени, когда в школе было введено раздельное преподавание учебных предметов, обусловленное базисным развитием науки. В эпоху Возрождения прогрессивные педагоги, выступая против схоластики в обучении, подчёркивали важность формирования у учащихся пред ...

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в таблицах 3,4. Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru