Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Страница 6

Знания субъекта деятельности трансформируются в его действия. Эта особенность технологического мышления не имеет аналогов в других формах мыслительной деятельности. Технологическая направленность мышления создает предпосылки для преобразующей деятельности субъекта. На основании этих рассуждений мы сделали вывод о том, что первым психолого-педагогическим условием формирования технологической компетентности должно являться целенаправленное формирование технологической направленности мышления студента. Вторым психолого-педагогическим условием становления технологической компетентности будет развитие способностей студента отражать объекты и процессы окружающего мира в виде идеальных моделей и строить на их основе в своем сознании другие идеальные модели, отражающие его представления о возможном направлении изменения окружающей действительности.

Изучая процесс формирования системы знаний учащегося, Ю. А. Самарин выделил три основных направления: формирование единого метода умственной и материальной деятельности, формирование системы соотнесения теории и практики и самостоятельного теоретического обобщения своего практического опыта. Опыт умственной деятельности студента должен включать эти операции, их сформированность мы будем считать третьим психолого-педагогическим условием формирования технологической компетентности. Мы считаем, что процесс технологического обучения в педагогическом вузе должен включать учебную деятельность, во многом приближенную к производственной.

При определении четвертого условия мы опирались также на работы ряда психологов, которые изучали особенности процесса мышления при решении задач технологического содержания. Технологическое мышление, формируемое при решении таких задач, имеет трехкомпонентную структуру: понятийную, образную, практическую. По аналогичному поводу С. Л. Рубинштейн писал: «Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются». Поэтому четвертым психолого-педагогическим условием формирования технологической компетентности является логическое сочетание в учебном процессе как теоретической, так и практической деятельности студента.

При определении пятого психолого-педагогического условия формирования технологической компетентности будущего учителя мы также основывались на работах В. И. Арнольдова, П. Р. Атутова, В. Е. Медведева, Э. Д. Новожилова, П. И. Ставского о роли переноса в процессе синтеза политехнического знания и С. И. Архангельского об инверсии знания.

«Перенос знаний» или «перенос известного способа действий» – достаточно абстрактные понятия, их трудно приложить непосредственно к практической деятельности без понимания механизма этого процесса, который, по нашему мнению, заключается в следующем. Первоначально знания или способ действия (умения) формируются в других дисциплинах в форме понятий, законов, концепций, теорий, методов. Этот процесс представляет необходимое (пропедевтическое) условие переноса. Затем в той дисциплине, которая изучается в данный момент, преподаватель создает ситуацию, способствующую актуализации ранее приобретенных знаний и умений. Пятым психолого-педагогическим условием формирования технологической компетентности является организация мыслительной деятельности по переносу знаний и умений, сформированных ранее, на новые объекты изучения.

Шестым психолого-педагогическим условием формирования технологической компетентности является инверсия знаний и умений студента.

Технические, естественнонаучные, математические, экономические и другие знания приобретают технологическую направленность, подвергаясь инверсии. Эти выводы согласуются и с результатами, полученными рядом психологов. Например, Г. А. Берулава считает, что «мышление – единый процесс, но оно будет выступать как естественнонаучное, лингвистическое, техническое, если осуществляется на соответствующем предметном материале» . Поэтому седьмое психолого-педагогическое условие формирования технологической компетентности заключается в том, что в процессе обучения должна поддерживаться в активном состоянии, как первая, так и вторая сигнальные системы.

Восьмое психолого-педагогическое условие формирования технологической компетентности состоит в том, что в процессе изучения учебного материала должно быть предусмотрено его повторение и закрепление, например, в ходе индивидуальной и самостоятельной работы студентов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Обзор методик диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
Разработкой методик обследования звукопроизношения при стертой форме дизартрии занимались многие исследователи, такие как Е. Ф. Архипова, В. А. Киселева, М. А. Поваляева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие. По мнению В. А. Киселевой, обследование звукопроизношения проводится по т ...

Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который и ...

Педагогическая поддержка семьи
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистичес ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru