Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Страница 4

Технологическую компетентность учителя можно расчленить на такие компоненты: технологические и технические знания; отношение к этим знаниям; технологические взгляды и представления, интересы и установки; умения и навыки, компетенции и т. д. То есть технологическая компетентность состоит из мотивационного, когнитивного, операционно-деятельностного, эмоционально-ценностного, рефлексивно-регулятивного компонентов. Между этими компонентами существует тесная и сложная взаимосвязь, они дополняют друг друга и оказывают большое взаимовлияние. Одна из особенностей технологической компетентности состоит в том, что ее ведущим компонентом является система технологических знаний, включающая сущность основных категорий, закономерностей, принципов и т. д.

Совокупность технологической информации является интеллектуальным компонентом компетентности; а процесс ее передачи студентам – первым, познавательным этапом подготовки учителя, (следует подчеркнуть условность выделения этого и последующих компонентов технологической компетентности и этапов ее формирования у студентов). Они выделены с дидактико-методических позиций в целях более четкого определения специфики и условий формирования компетентности учителя. На практике этот процесс осуществляется в единстве и взаимосвязи всех компонентов и этапов.

Говоря о сумме технологических знаний, мы употребляли термин «система технологических знаний». Это позволило выделять систематизированные, содержательные элементы. Основными элементами системы технологических знаний являются понятия и категории, как наиболее обобщенные понятия.

На конкретном технологическом и техническом материале и в обобщающих темах специальных дисциплин студенты постепенно подводились к профессиональному пониманию технологических явлений, усвоению основных закономерностей, овладению категориями технологии.

Это возможно при рационально составленном учебном плане, тщательном отборе преподавателем фактов технологического процесса, необходимых для обоснованных выводов, установлении правильного соотношения конкретного материала и обобщенных выводов.

Технологическая информация усваивается гораздо быстрее и тверже, становится более осознанной в случае, если она опосредована опытом студента, содержит эмоциональную поддержку и неразрывно связана с интересами, потребностями и целями будущей профессиональной деятельности студентов. Один из элементов, лежащих в основе технологической компетентности, – взгляды человека, которые содержат определенную оценку технологических факторов и явлений, выражают точку зрения студента, его позицию в определенных ситуациях.

Развитие и становление технологических взглядов студентов – процесс длительный и сложный: от простейших наблюдений над технологическими явлениями, выявления их причин на младших курсах, до широких обобщений технологического характера на старшей ступени обучения.

Технологические взгляды чаще всего проявляются в форме оценочных суждений, т. е. умений осмысливать конкретные события с точки зрения соответствия технологическим закономерностям, давать правильные профессиональные оценки различным событиям, фактам и действиям участников технологического процесса.

Технологическое знание и понимание технологической теории является базой для второго, более высокого и сложного этапа формирования технологической компетентности. Целью этого этапа является личностное овладение, принятие технологической теории и формирование умений делать выбор оптимального, с точки зрения технологии, вариант поведения.

Одной из серьезных проблем, связанных с формированием технологических компетенций студентов, является раскрытие закономерностей процесса становления их профессиональных взглядов и убеждений. При отсутствии осознанных технологических взглядов и убеждении студент может формально усвоить технологическую теорию. Только «перевод» знании и накопленного в практической деятельности личного осознанного опыта в устойчивые технологические взгляды, убеждения и идеалы, в основе которых лежат устойчивые профессиональные устремления личности, создают основу для отработки технологических умении и навыков, а в более широком плане, для формирования технологической компетентности будущих учителей технологии.

Технологические убеждения – более высокий и сложный элемент профессионального мышления. Они являются результатом сложного процесса, в ходе которого технологические знания преломляются во внутренние мотивы и стимулы деятельности педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Научно-методологическое обеспечение деятельности классного руководителя в современной школе
Необходимость поиска новых подходов к научно-методическому обеспечению деятельности классного руководителя обусловлена изменением его статуса и современными требованиями. Актуальной в связи с введением новых образовательных стандартов становится разработка программ воспитания и социализации учащихс ...

Проблемы в типологии уроков немецкого языка
Во всём мире люди учат иностранные языки, чтобы иметь возможность общаться межу собой. От знаний иностранного языка зависят экономические, политические, туристические и другие связи. Без понимания народов соседних стран сложно развиваться в целом, как государству в целом, так и гражданину в частнос ...

Генезис общения ребёнка со взрослым и сверстником
С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т. д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при пом ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru