Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Страница 7

Повышения уровня мышления в процессе формирования политехнической компетентности должно привести к изменению эмоционально-ценностного отношения студентов к технологической деятельности. Формирование технологической компетентности, как интегративного качества личности, обеспечивает возможность овладения общими способами преобразования учебного материала.

Следующий блок включает дидактические условия организации учебного процесса.

Опираясь на общее определение понятия «условия обучения», полученное нами ранее, под «дидактическими условиями» будем понимать: одну из основных движущих сил учебно-воспитательного процесса, определяющую его содержание, организационные формы, методы и средства обучения, взаимодействие субъектов в процессе преподавания и учения на основе выявленных закономерностей, тенденций и перспектив развития системы образования.

Общими требованиями к системе дидактических условий являются следующие: они не должны противоречить дидактическим принципам; их реализация должна позволить сформировать все пять составляющих технологической компетентности; они должны учитывать организационно-педагогические и психолого-педагогические условия обучения, они должны обеспечить синтез субъективно нового знания.

В качестве первого дидактического условия мы выделяем обеспечение целостности процесса формирования технологической компетентности. Это условие создается в процессе определения структуры, содержания технологической компетентности и установления межпредметных связей дисциплин, при изучении которых формируются отдельные составляющие технологической компетентности.

Вторым дидактическим условием является создание предпосылок для синтеза субъективно нового знания. Такое знание является не только элементом технологической компетентности, а представляет основу ее содержания.

Третьим дидактическим условием является обеспечение единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Содержание учебного материала, преподавание и учение находятся во взаимной связи и обусловленности, так как образование не может реально существовать вне процесса обучения. Это условие способствует формированию содержания всех составляющих технологической компетентности как единого процесса. В данном вопросе мы разделяем мнение П. Р. Атутова о том, что «процесс усвоения знаний рассматривается в тесной связи с их применением, точнее говоря, усвоение и применение знаний трактуются как две стороны единого процесса, ибо учащийся может в полной мере усвоить только то, что он сумел применить в своей учебной и практической деятельности. Это положение имеет решающее значение для усвоения политехнических знаний, так как они по своей сущности требуют такого применения» .

Четвертым дидактическим условием является широкое применение в учебно-воспитательном процессе педагогического университета метода моделирования.

Моделирование придает преобразующе-деятельностную направленность знаниям будущего учителя технологии. Проектируя модели, он учится применять знания для создания нового, т. е. изменять существующую действительность. Недооценка педагогикой значения этого процесса приводит к разрыву теоретических знаний выпускника и его практических умений. Изучение, а затем и моделирование технологических закономерностей позволяет сократить этот разрыв.

Пятым дидактическим условием является обеспечение непрерывности и преемственности формирования технологической компетентности. Это условие означает, что в данном процессе должны участвовать студенты всех курсов, он должен осуществляться при изучении всех дисциплин учебного плана.

Шестое дидактическое условие заключается в определении оптимального числа и объема содержания учебных, учебно-исследовательских и практических заданий. Параметры оптимальности формируются, прежде всего, в педагогическом эксперименте. При этом содержание и другие элементы дидактической системы должны обеспечить гарантированное достижение поставленных задач всеми студентами.

Седьмым дидактическим условием является обеспечение самостоятельности при выполнении учебных, учебно-исследовательских и практических заданий.

Организация технологической подготовки студентов требовала привлечения всей системы знаний о процессе обучения, выбора необходимых составляющих педагогической системы формирования компетенций и технологической компетентности. Квалификация преподавателя и уровень подготовленности обучающихся являются существенными субъективными факторами успешности реализации дидактической системы формирования компетентности студентов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Работа с неблагополучной семьей как источника появления запущенных детей
Для того чтобы не упустить ребенка или помочь семье в исправлению, в результате совместных усилий педагоги­ческого коллектива создается банк данных. В его основе материалы — полученные от клас­сных руководителей, информация из разных центров (Центр семейного воспитания. Центр занятости. Центр социа ...

Исторический аспект развития проблемы этиологии речевых нарушений
Термин «этиология» - греческий и обозначает учение о причинах (этио - причина, логос - наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин. Кроме то ...

Содержание работы по оригами на уроках труда
Курс занятий по обучению оригами целесообразней осваивать в 3 этапа (примерно 4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки наз ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru